Маркировка моторных масел как расшифровать обозначение api, sae, acea и другую маркировку на этикетке с маслом

Как расшифровываются маркировки моторного масла, что они означают и что выбрать

Выбор моторного масла для новичка порой задача более сложная, чем может показаться. Мало того, что нужно выбрать определенный бренд, так еще и не ошибиться с типом и вязкостью масла. Маркировок много, вариантов еще больше, а что означают цифры «5W40» и чем такое масло отличается от «0W30», понимают не все. Давайте выясним базовые характеристики моторного масла, разберемся в маркировках и поймем, можно ли критично ошибиться в выборе.

Взяв в руки любую упаковку моторного масла, на ней можно увидеть массу аббревиатур, цифр, индексов и допусков автомобильных брендов. О них мы поговорим чуть ниже, а сначала определимся с тем, из чего, собственно, состоит масло. С совсем базовой точки зрения моторное масло состоит из основы и присадок. Базовая основа – это само масло, а присадки – это добавки, улучшающие характеристики масла до требуемых.

При этом расхожие названия «минералка» и «синтетика» имеют под собой реальные обоснования: ведь фактически по составу базовой основы моторные масла условно делятся на минеральные и синтетические. У этой классификации тоже есть свои слабые места, но и потребители, и маркетологи к ней привыкли. Минеральные масла по этой классификации – те, где базовая основа производится из нефти, а синтетические имеют в основе масло, произведенное при помощи органического синтеза. Из этих двух категорий появилась и третья – «полусинтетика». Фактически полусинтетические моторные масла – это минеральные масла с добавлением синтетических компонентов, то есть, строго говоря, они все равно относятся к минеральным.

Такая маркировка масла используется для обозначения его вязкости и текучести по классификации SAE – американской Ассоциации автомобильных инженеров. В этой маркировке содержатся два показателя: первые два символа – это вязкость масла при низких температурах, а вторые два – при высоких. Буква W в маркировке как раз означает «winter» – то есть зима. Классов низкотемпературной вязкости шесть: 0W, 5W и так далее до 25W. Чем больше число в индексе, тем выше вязкость масла при низких температурах: например, масло 0W в мороз будет более жидким, чем 10W. Классов высокотемпературной вязкости больше, но самых распространенных в потребительском сегменте – пять: 20, 30 40, 50 и 60. Принцип здесь тот же самый: чем больше число, тем выше вязкость масла при высоких температурах.

Существуют масла с одной маркировкой: например, 5W. Это означает, что масло предназначено только для применения при низких температурах. Однако в большинстве своем современные моторные масла являются всесезонными – то есть могут работать как при низких, так и при высоких температурах. Основная задача в таких условиях – обеспечить необходимые параметры вязкости, а также сохранить смазывающие, защитные и очищающие свойства во всем рабочем диапазоне температур.

Моторные масла в процессе сертификации проходят тестирование на соответствие стандартам различных профильных организаций. Например, ACEA – это Ассоциация европейских автопроизводителей, а API – Американский институт нефти. Эти организации оценивают масла и присваивают им классы в зависимости от их характеристик. Современные масла практически всегда имеют такие маркировки, поэтому при выборе их можно использовать лишь для проверки соответствия масла вашему автомобилю.

Еще одна категория маркировок моторного масла – допуски автопроизводителей. Качественные моторные масла обычно имеют допуски большинства крупных автопроизводителей, так что на упаковке будет целая россыпь брендов с указанием конкретных допусков.

Как ни странно, вопрос выбора моторного масла одновременно крайне прост и крайне сложен. С одной стороны, базовый ответ здесь элементарен: нужно заливать то масло, которое рекомендовано производителем в сервисных документах вашего конкретного автомобиля. То есть, для неискушенных автовладельцев вопроса как такового нет: нужно просто открыть руководство по эксплуатации и купить соответствующую жидкость. При этом, разумеется, необязательно строго соблюдать рекомендации по выбору бренда. Обычно автопроизводители указывают «рекомендованное» масло компании-партнера, но владелец машины может сам выбирать производителя – главное, чтобы параметры моторного масла совпадали с рекомендованными производителем, и у него был соответствующий допуск от автопроизводителя.

С другой стороны, даже рекомендованные автопроизводителем масла не всегда оказываются абсолютно оптимальными для всех сценариев эксплуатации. Здесь могут играть роль такие «внешние» факторы как манера езды, климатические условия, периодичность замены масла, а также ожидания владельца по ресурсу двигателя. Например, при активной манере езды масло может требовать более частой замены, как и при постоянной эксплуатации в дорожных пробках. Пробки и активная езда также провоцируют перегрев, так что современные маловязкие масла в таких условиях иногда могут не обеспечивать идеальную защиту деталей двигателя. А вот эксплуатация в холодном климате с короткими поездками, напротив, может быть поводом использовать менее вязкое масло. Ну и выбор бренда в конечном итоге тоже важен: ведь соответствие двух разных масел одному и тому же набору параметров и допусков еще не означает, что они имеют абсолютно идентичные эксплуатационные свойства.

Резюмируя вышесказанное, можно сформировать простую рекомендацию по выбору масла. Если вы не уверены в том, что купить, просто откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля и уточните, какую вязкость и прочие параметры рекомендует производитель. Приобрести можно любое масло крупного бренда, имеющее нужную вязкость и нужный допуск от производителя вашей машины.

Если же вам интересно разобраться в выборе масла более подробно, то начать можно с нашего материала о том, почему маловязкие масла – не всегда лучший выбор и в каких случаях повышение вязкости может пойти на пользу мотору.

Расшифровка моторного масла (полезная информация)

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Читайте также  Ремонт насоса гура своими руками. как разодрать, определить дефекты и отремонтировать насос гидроусилителя

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео: все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости

Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.

Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.

Какова роль масла в автомобиле

Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.

В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.

Базовые функции машинного масла:

  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предупреждение появления коррозии;
  • охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
  • удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.

К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.

Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.

При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.

По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.

Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.

Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.

Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:

  • 30 +25°C;
  • 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).

При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.

Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.

Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
  • SM с 2004 г.в.;
  • SL с 2000 г.в.;
  • SJ с 1996 г.в.;
  • SH с 1993 г.в.

Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
  • CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
  • CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
  • CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
  • CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.

Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:

  • A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
  • A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
  • A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
  • C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
  • C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
  • E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
  • Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.

ILSAC

Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.

Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • снижение расхода топлива;
  • низкая вязкость;
  • стойкость к вспениванию;
  • малая летучесть;
  • защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
  • GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
  • GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.

Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями

В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.

Как грамотно выбрать машинное масло

Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.

Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.

Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:

  • при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
  • в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
  • в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Читайте также  Противотуманные лазерные фары для авто принцип работы и изготовление своими руками

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Расшифровка моторного масла, обозначения цифр и букв

Понимание принципов расшифровки моторного масла помогает корректно подобрать смазку под определенный тип силового агрегата авто. Покупка качественного продукта позволяет продлить срок службы двигателя, улучшить его характеристики и избежать незапланированных поломок.

Ниже рассмотрим, какие типы моторных масел бывают, поговорим об их классификации, разберемся с маркировками и обозначением цифр на упаковках.

Отдельно приведем особенности смазки для двигателя по сезонности применения и вязкости, выделим отличительные черты классификации по ГОСТ, АСЕА и ILSAC.

Типы моторных масел

В продаже имеется три вида смазок для двигателя — синтетические, полусинтетические и минеральные. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Синтетика

Синтетические масла (Fully Synthetic) — смазка для двигателя, полученная посредством синтеза химических составляющих. Отличается широким температурным диапазоном работы, отсутствием негативного воздействия на резиновые элементы и улучшенным качеством смазки.

Дополнительно в составе содержится множество присадок, предназначенных для улучшения моющих и защитных свойств.

Синтетика отличается большей стойкостью к низким и высоким температурам, она выделяется химической инертностью и минимальной испаряемостью.

В состав входят углеводороды и эфиры, что и определяет характеристики смазки.

Средний индекс вязкость находится на уровне от 120 до 150. В зависимости от типа протекающих химических реакций бывают фтор- и хлорсодержащими, углеводородными, эфирными и других видов.

  1. Больший температурный диапазон работы.
  2. Стойкость к образованию лакоподобных пленок.
  3. Устойчивость при работе под высоким давлением.
  4. Оптимальная вязкость.
  5. Низкая испаряемость, что особенно актуально для нейтрализатора.
  1. Высокая химическая активность.
  2. Риск коррозии.
  3. Несовместимость с минеральными маслами.
  4. Меньшая смазывающая способность.
  5. Большая цена.

Как правило, недостатки синтетики компенсируются с помощью присадок, которые производители добавляют в состав продукции.

Полусинтетика

Еще один вариант — полусинтетические масла (Semi Synthetic), совмещающие в себе свойства минералки и синтетики.

Такая смазка изготавливается на базе минеральных масел, но подразумевает применение синтетических присадок. Индекс вязкости от 120 до 140.

В результате получается более бюджетный вариант с улучшенными параметрами и меньшей ценой.

В зависимости от производителя объем присадок может составлять 20-50%.

В состав полусинтетических масел входит три ингредиента:

  1. Базовый состав.
  2. Присадки.
  3. Полимеры.

Главные функции несет базовое масло, а только 20% дают присадки. Последние, к слову, бывают защитными и модифицирующими.

Первые предназначены для улучшения характеристик состава в отношении мотора, а вторые — для изменения его свойств.

В современных продуктах может использоваться до 30 разных присадок: моющих, противопенных, вязкостных, антиокислительных, противозадирных и других.

  1. Стойкость к окислительным процессам.
  2. Возможность работы в широком диапазоне температур.
  3. Долгий срок службы, если сравнивать с минералкой.
  4. Наличие защитных компонентов в составе.
  5. Низкий уровень испаряемости.
  6. Универсальность применения и возможность заливки в разные авто.
  7. Более низкая цена.
  1. Меньшая устойчивость и стабильность, если сравнивать с синтетической продукцией.
  2. Не рекомендуется к применению при сильных морозах.
  3. Низкая устойчивость при работе мотора в экстремальных условиях.

Минералка

Минеральные масла (Mineral) — наиболее бюджетный вариант. Получаются посредством переработки нефти, но не имеет синтетических добавок и, соответственно, не могут похвастаться хорошими характеристиками.

Средний индекс вязкости 85 – 100.

Для улучшения структуры из жидкости удаляют кислоты, сернистые компоненты и смолы, но добиться идеального результата не получается.

Последнее время набирает популярности гидрокрекинговая технология, позволяющая создавать масла, не уступающие по характеристикам синтетике.

Для улучшения свойств добавляются присадки, но они не превышают 15% от всего объема. Такие составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих качеств.

В состав минералки входят парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые выше добавки. Вязкость смазывающей жидкости меняется с учетом температуры.

  1. Более низкая цена.
  2. Большой выбор.
  1. Плохая стойкость к низким температурам и загустевание на морозе.
  2. Быстрое окисление и необходимость более частой замены.
  3. Появление шлаков в двигателе в случае закипания.
  4. Предназначено в большей части для старых видов моторов.

Если выбирать минеральный вариант, лучше отдавать предпочтение гидрокрекинговым маслам, имеющим более высокое качество.

Дополнительные критерии

Также учтите, что все моторные масла условно делятся на две категории по типу мотора: для дизелей или бензиновых агрегатов. В продаже можно найти и универсальные масла.

Также при выборе смотрите на возможность применения смазки на турбированных и атмосферных двигателях.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндропоршневой группы двигателя при максимальной герметичности их соприкосновения.

Важно понимать, что рабочий температурный диапазон в моторе сильно варьирует и от отличается от тех показаний, которые видит водитель на панели приборов ведь там отображается температура ОЖ, а это в пределах до 90 0 С (оптимальные показания).

Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензиновый, дизельный) может быть в пределах от 140 – 150 градусов и более. При этом его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно отличаться.

Исходя из этого, становится понятным почему разные производители двигателей для своих «детищ» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальным КПД, выдерживать большие нагрузки при минимальном износе.

Одной из важных таких характеристик является вязкость -переменная величина, указывающая на способность масла сохраняя свою текучесть при разных режимах работы двигателя и при этом оставаться на его внутренних поверхностях не стекая.

Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно выяснить по классификации SAE, про которую будет сказано ниже.

Т.е. каждый производитель двигателя, тесно сотрудничая с производителями моторных масел, исходя из свойств по SAE допускает к использованию на своем агрегате ту или иную марку смазки.

Классификация моторных масел

При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификации моторных масел. Это необходимо, чтобы упростить процесс выбора с учетом задач и характеристик изделия, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Кратко рассмотрим доступные варианты.

Классификация, подразумевающая соответствие требованиям общества автоинженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

С учетом этой характеристики все масла условно делятся на 11 категорий, из которых шесть предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять летом — от 20 до 60.

Важно учесть, что это общая спецификация, поэтому нужно ориентироваться не только на нее, но и на другие параметры, больше по этой теме можно узнать здесь https://autotopik.ru/obuchenie/512-klassifikaciya-motornyh-masel-sae.html.

Еще один стандарт американского института нефти. Устанавливает нижний порог стандартов для смазок на дизельные или бензиновые моторы.

В отличие от SAE является более усовершенствованной и позволяет точнее сделать выбор с позиции мощности и эксплуатационных характеристик.

Спецификация от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году и заменила классификацию CCMC.

По отдельным тестам требования соответствую API, но лучше отдавать предпочтение именно ACEA, ведь здесь подразумеваются более строгие критерии проверки.

Стандарт условно делится на несколько классов — для бензиновых моторов, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых / дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей с объемом от 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт от международного комитета по стандартизации и апробации смазок для моторов. Появился, благодаря инициативе японской и американской ассоциации, занимающейся продажей автомобилей.

Здесь ужесточены требования в отношении пенообразования, летучести, фильтрации, стойкости к сдвигу и т. д.

Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Устанавливает требования и особенности моторных масел для машин, тракторов и другой техники.

Создан международным техническим комитетом по стандартизации. Пользуется наибольшим спросом у жителей СНГ.

Рассмотренные выше классификации отличаются по типу и требованиям к смазке, поэтому можно ориентироваться на соответствие одному или сразу нескольким стандартам.

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла важно внимательно изучать информацию, которая приведена на упаковке.

Здесь доступны следующие сведения:

  1. Спецификация API и ACEA, по которым можно предварительно определить качество продукта и возможность его применения. Важно убедиться, что требования производителя в отношении класса соответствуют тому, что заявляет производитель.
  2. Технологические особенности. Производитель часто указывает, что масло создано с учетом современных технологий и соблюдением действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Допуски (одобрения) производителей. Некоторые заводы-изготовители рекомендует применение определенных типов смазок. К примеру, может быть указано, что продукт отвечает стандартам Пежо, Опель, БМВ и других брендов.
  4. Название товара и химический состав. Здесь необходимо смотреть на тип масла, к примеру, синтетическое, минеральное или полусинтетичекое. В остальном эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. По нему легко оценить, в какой стране сделан продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительные сведения.
  6. Сфера применения. Производитель должен указать для какого транспорта предусмотрен этот продукт. К примеру, для легковых машин с бензиновыми моторами.
  7. Номер партии и дата производства. Также помогает определиться с выбором при возникновении сложностей.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют разные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. При этом практической пользы они не несут.
  9. Специальные категории.
  10. Указание вязкости. Считается наиболее важным параметром, по которому можно судить о возможности применения моторного масла в определенный сезон и применительно к конкретному модельному ряду. Важно убедиться, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.

В комплексе указанные выше характеристики позволяют принять решение о покупке смазки и, соответственно, избежать негативных последствий для двигателя.

Маркировка моторных масел по SAE

При покупке смазки обратите внимание на маркировку, нанесенную на канистру, а именно тип SAE. Это международный стандарт, по которому легко сделать вывод о вязкости продукта в разных температурных диапазонах.

Если говорить проще, можно увидеть минимально и максимально допустимую температуру.

С учетом SAE на масле можно найти обозначение типа XW-Y, где первый и последний знак представляют собой некие числа.

Первое показывает нижнюю температуру, при которой смазка будет выполнять возложенные на нее функции. Что касается буквы W, она свидетельствует о возможности применения смазки в зимний период.

Что обозначают буквы и цифры

Для удобства сведем в таблицу, что значат буквы и цифры.

Маркировка моторных масел

Качественное моторное масло – залог долговечности и стабильности в работе двигателя. Оно обязано соответствовать определенным требованиям, ведь используется под давлением и при разной температуре. Маркировка масел, которая наносится на упаковку, освещает о нем всю важную информацию. И каждому автовладельцу необходимо научиться ее расшифровывать.

Читайте также  Что показывает компьютерная диагностика двигателя автомобиля

Существует несколько общепризнанных классификаторов:

  • SAE.
  • API.
  • ACEA.
  • ILSAC.
  • ГОСТ.

В СНГ наибольшее распространение получили API, ACEA, ГОСТ. Многообразие моторных масел делится на три категории. Это определяется типами двигателей, для которых они предназначены. Существуют смазывающие жидкости для бензиновых, дизельных моторов, а также универсальные варианты. В составе масла присутствуют фракции. Они образуются при переработке нефтесырья или искусственным способом. Исходя из этого химический состав масла бывает:

  • Минеральным.
  • Полусинтетическим.
  • Синтетическим.

Состав обязательно указывается на упаковке. Кроме него на этикетке производитель может указывать такие данные:

  • Специальную категорию масла.
  • Псевдомаркировку.
  • Допуски производителей авто.
  • Номер партии.
  • Дату изготовления.
  • Штрих-код.
  • Спецификации ACI/ACEA.
  • Класс вязкости SAE.

Расшифруем наиболее важные маркировки, чтобы вы могли легко подобрать подходящее масло для вашего авто.

Класс вязкости по SAE

Данная характеристика является наиболее важной. SAE – международный классификатор. Он регламентирует вязкость масел в широком диапазоне температур. Маркировка по SAE выглядит следующим образом: «XW-Y». Символ «W» – означает «зима». 1-е число – Х – минимальная температура, при которой смазывающая жидкость нормально выполняет свои функции. 2-е – граница высокотемпературной вязкости. Чем больше это число, тем гуще масло при нагреве.

По степени вязкости моторные масла бывают трех видов:

  • Зимние. Наиболее текучие. Показатель SAE обязательно содержит символ «W». В теплое время года такое масло оказывается непригодным из-за чрезмерной текучести. Однако зимой оно обеспечивает свободный ход деталей двигателя.
  • Летние. Используются при среднесуточной температуре от 0 С. Из-за большой вязкости такая смазывающая жидкость делает невозможным запуск двигателя. Однако в теплое время года масло сохраняет умеренную текучесть. Показатель SAE не содержит букв, а представлен только числами. И чем больше значение, тем выше уровень вязкости.
  • Всесезонные. Наиболее популярные и распространенные. Обеспечивают запуск и нормальную работу двигателя в любое время года. Маркировка таких масел по SAE двойная: например, 25W-60.

Выбирая смазывающую жидкость по данному параметру, рекомендуем соблюдать базовое правило: больше пробег (старше мотор) – выше показатель высокотемпературной вязкости масла. Рассмотренная характеристика является важной, но не единственной. Чтобы правильно подобрать смазывающую жидкость, нужно учитывать и другие параметры.

Маркировка моторного масла API

Основные показатели, которые учитываются в данной классификации:

  • Тип мотора.
  • Режим работы двигателя.
  • Эксплуатационные свойства масла.
  • Условия использования.
  • Год выпуска.

Расшифровка маркировки API:

  • Аббревиатура «ЕС» – обозначает энергосберегающее масло.
  • Римские цифры (после «ЕС») – показывают уровень экономии топлива.
  • Символ «S»/«C» – обозначает предназначение масла для бензинового или дизельного двигателя.
  • Буква от «А» до «N» и выше – уровень эксплуатационных свойств.
  • Число «2»/«4» – предназначение для 2-/4-тактных дизельных моторов.

Существуют универсальные смазывающие жидкости. Они подходят для бензиновых и дизельных двигателей. В их маркировке присутствует пара обозначений «SL/CF». Правильный выбор масла существенно влияет на работоспособность, а также интенсивность износа мотора.

Классификация моторного масла по ACEA

Ее разработала Ассоциация Европейских Автопроизводителей. Маркировка по ACEA разделяет смазывающие жидкости на два класса по типу двигателя: бензиновые и дизельные. Масла распределяются в 3 категории:

  • А/В – бензиновые и дизельные моторы микроавтобусов, фургонов, легковых авто.
  • С – бензиновые и дизельные двигатели с катализаторами выхлопных газов.
  • Е – дизельные моторы грузовиков.

Классификация моторного масла по ГОСТ

ГОСТ 17479.1-85 разделяет смазывающие жидкости на:

  • Классы (характеристика – кинематическая вязкость).
  • Группы (характеристика – эксплуатационные свойства).

По параметру кинематической вязкости выделяют три вида масел:

  • Летние.
  • Зимние.
  • Всесезонные.

Они маркируются цифрами. И чем больше число, тем выше уровень вязкости. Смазывающие жидкости обозначаются индексами «1» или «2» – предназначаются для бензиновых/дизельных двигателей соответственно. Если индекса нет, масло является универсальным.

Классификация моторного масла по ILSAC

Данная система стандартизации – плод сотрудничества японских и американских производителей. По ILSAC выделяют 5 классов смазывающих жидкостей:

  • GF-1.
  • GF-2.
  • GF-3.
  • GF-4.
  • GF-5.

Масло, которое соответствует классификации по ILSAC – энергосберегающее и всесезонное. Данный классификатор наиболее пригоден при выборе масла для японского авто. В нем предусмотрен еще один класс – «JASO DX-1». Он объединяет под собой смазывающие жидкости для авто с дизельными двигателями, оснащенными турбинами.

Сертификация, допуски производителей авто

Классификаторы API и ACEA формулируют минимальные требования, которые согласовывают производители автомобилей, присадок и масел. Поскольку моторы разных изготовителей отличаются, предусмотрены допуски, дополняющие систему-классификатор АСЕА. Их устанавливают ведущие производители автомобильных двигателей: Mercedes-Benz, VW, BMW, Ford, GM и др.

Важные моменты при выборе моторного масла

Подыскивая подходящую смазывающую жидкость, нужно обратить внимание на ряд параметров:

  • Химический состав (минеральный, полусинтетический, синтетический).
  • Коэффициент вязкости.
  • Допустимые присадки (определяются классификаторами API и ACEA) и др.

Выбор моторного масла – ответственная задача. От ее решения во многом зависит эффективность и безопасность эксплуатации двигателя, расход топлива и другие параметры. И чтобы правильно выбрать смазывающую жидкость, учитывайте наши базовые расшифровки маркировок, а также указанные принципы и советы.

Маркировка моторного масла по SAE, API, ACEA

Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают указанные на канистре с моторным маслом допуски и спецификации. Ниже кратко разберём маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

Вязкость по SAE

Показатель вязкости – наиболее узнаваемое обозначение. Сегодня более 90% моторных масел маркируется по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). Согласно этой классификации все моторные масла проверяются и маркируются по показателю вязкости и в зависимости от температуры перехода в неэксплуатируемое состояние.

Обозначение по SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы могут использоваться как по отдельности (для конкретно летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных). У всесезонных масел летний и зимний индексы разделены между собой дефисом. Зимний пишется первым и состоит из однозначного или двухзначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис числом без буквенной приписки.

Согласно стандарту SAE J300, летние обозначения могут иметь вид: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Значение вязкости по SAE – комплексное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего обозначения в нем учитываются такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой гарантирован проворот коленчатого вала без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная температура эксплуатации равняется –35° C.

Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какая у масла будет вязкость при температуре 100° C (в рабочем режиме мотора). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт. Это параметр наиболее важен, так как именно он определяет, как поведёт себя масляная плёнка в пятнах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоров в сопрягаемых поверхностях, контактных нагрузок, скорости взаимного перемещения деталей, шероховатости и т. д.) автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для того или иного ДВС. Эта вязкость и указывается в инструкции по эксплуатации авто.

Ошибочно автомобилисты связывают напрямую так называемый летний индекс с допустимой температурой эксплуатации масла летом. Подобная связь есть, но она весьма условная. Напрямую летний индекс указывает только на одну величину: вязкость масла при 100° C.

Классификация по API

Второе по распространённости обозначение – это классификация масла по API (американский институт нефти). Здесь также в маркировку заложен комплекс показателей. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

Расшифровка, предложенная инженерами американского института нефти, довольно проста. Классификация по API включает в себя две основные буквы и в некоторых случаях через дефис цифру, которая уточняет область использования того или иного масла. Первой идёт буква, указывающая на область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» говорит о том, что масло предназначено для бензиновых моторов. Буква «C» указывает на дизельную принадлежность смазочного материала.

Вторая буква говорит о технологичности масла. Под технологичностью подразумевается большой комплекс характеристик, который для каждого отдельного класса по API имеет свой набор требований. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении по API, тем более технологичное масло. Например, масло класса SM по API лучше, чем SL. Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками могут использоваться дополнительные буквы в маркировке, например, СJ-4.

Сегодня для гражданских легковых автомобилей передовыми являются классы SN и CF по API.

Классификация по ACEA

Европейская ассоциация автомобильных производителей ввела свою систему для оценки применимости моторных масел в тех или иных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. Букв в этой методике четыре:

  • A – бензиновые моторы.
  • B – дизеля легковых авто без сажевых фильтров.
  • C – транспорт с дизельным двигателем, оснащённый сажевым фильтром.
  • E – коммерческий транспорт с высоконагруженными дизельными моторами.

Цифра после буквы указывает не технологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданского транспорта универсальны и маркируются как A3/B3 или A3/B4 по ACEA.

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.

  1. Сульфатная зольность. Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
  2. Щелочное число. Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: