Селектор акпп виды, назначение и частые неисправности

Как выбрать селектор АКП

Селектор в автоматических коробках передач является настолько же важным элементом, как и рычаг переключения передач во всем знакомой механике. По сути, это именно то устройство, которое позволяет управлять процессом переключения передач в зависимости от условий. И да, это всегда обычный рычаг – селектор может иметь дополнительные элементы, а вариантов его конструктивного исполнения довольно много. В данном материале Avto.pro разберется в устройстве селектора АКПП, основных его неисправностях, особенностях обслуживания и ремонта. Начнем!

Важное об устройстве коробки передач

Говоря о селекторе коробки-автомата, начинать стоит издалека. Как наверняка знают все автолюбители, такая коробка передач на порядок удобнее механической, так как в ней выбор передаточного отношения и переход с одного отношения на иное практически полностью автоматизирован. Здесь важно не забывать, что коробка-автомат на самом деле является совокупностью двух агрегатов:

1. Гидротрансформатора;
2. Коробка передач, по факту почти точной копией механического агрегата.

Первый агрегат служит для сцепления и передачи крутящего момента, тем временем как второй – за распределение, выбор скоростей и все остальное. Работа самых первых АКПП могла работать так же, как это было устроено в МКПП. Но отличительная особенность АКПП – автоматизированное управления сцеплением – позволила отказаться от классических систем управления агрегатом, в которых задействован тандем «ведущая рука водителя — левая нога, манипулирующая с педалью сцепления». Селектор, т.е. основной управляющий элемент, не является инновационным устройством. Один из вариантов его исполнения немногим отличается от рычага управления механикой, хоть дополненный несколькими электронными компонентами. Но вариантов его реализации довольно много, что обеспечивается особенностью устройства самой коробки передач.

Подробнее о разновидностях селекторов

Классический селектор коробки передач – это рычаг, на рукоятке которого (а иногда и на пластинке возле шахты под рычаг) нарисованы символы с указанием положений. К счастью, управлять селектором довольно просто, поскольку сама АКПП проста в эксплуатации, так что требования к нему не такие высокие. К примеру, если рычаг механической коробки передач должен быть жестким и достаточно длинным, в коробках-автоматах можно обойтись менее прочным механизмом и несколькими кнопками. Основными вариантами исполнения селекторов принято считать:

— Кнопочное;
— Подрулевое;
— Напольное.

Кнопочные селекторы часто устанавливались на автомобили японского и американского производства главным образом для внутренних рынков. Кнопки управления выбора скоростей в таких селекторах расположены на приборной панели. Сегодня такой вариант селектора можно видеть на некоторых минивэнах и многих автомобилях с высокой посадкой. Основные достоинства: простота пользования, эргономичность и возможность сэкономить на пространстве передней части салона.

Подрулевые селекторы можно видеть на старых американских автомобилях. По сути, такой селектор является частью рулевой колонки. Это довольно удобно и позволяет лучше обустроить переднюю часть салона, так как в середине не нужно располагать шахту под установку селектора и дополнительные элементы, как-то декоративные накладки, кнопки управления бортовыми системами и прочее. Достоинства те же, что и у кнопочных селекторов. Снять блокировку рычажка подрулевого селектора очень просто – достаточно потянуть его на себя.

Напольный селектор сегодня является самым распространенным. Он практически полностью повторяет обычный рычаг переключения передач с механики, но отличается меньшей длиной рычага. Раньше такие селекторы не имели ступенчатой траектории перемещения – это своего рода нововведения АКПП. Но решение оказалось крайне полезным, так как оно исключало случайные перемещения рычага – его нужно уводить вперед / назад, а затем в сторону, дабы зафиксировать и тем самым выбрать передаточное число. Также напольный селектор дополняют элементы, которые есть в кнопочных вариантах. К примеру, отдельной кнопкой снятия блокировки случайный переключений. Напольный селектор также может быть электронным и чем-то напоминать джойстик игровой приставки (такие можно видеть на автомобилях BMW серии X 5-й модели и выше).

Частые неисправности селектора

Хоть селектор коробки-автомата является довольно надежным элементом управления трансмиссии, он может выйти из строя. Чаще всего поломка обусловлена естественным износом отдельных узлов селектора и накоплением грязи внутри корпуса устройства. Чаще всего наблюдается следующее:

— Окисление или обрыв контактов в электронной части селектора;
— Выход из строя датчика положения;
— Поломка механической части селектора;
— Выход из строя блокиратора.

Напоминаем, что в нейтральном положении рычага должен загораться индикатор “N”, при включении заднего хода “R”, а при движении вперед загорается “D”. Если режим работы отображается некорректно, автолюбителю стоит обратиться на СТО, где специалисты проверят электронную «начинку» систем, связанных с АКПП. Нередко проблемы с селектором бывают связаны с выходом из строя датчика положения. Если датчик был плохо подсоединен, он не запустится вообще или отключиться спустя некоторое время эксплуатации. Если автомобиль не оснащен защитой картера, со временем в датчик начнет попадать вода и грязь, что также приведет к его поломке. Более распространенная проблем: обычный обрыв в цепи проводки. Кстати, частое переключение скоростей приводит к ускоренному износу датчика положения селектора.

Что касается механических поломок селектора, то они очень разнообразны. Зачастую автолюбителям приходится разбирать механизм, чистить его, а затем менять боковые крышки, пластмассовый кожух, уплотнители (если они есть), подвижный элемент с контактами. Часто оказывается так, что неисправность селектора вызвана даже не механической поломкой, а простым заеданием отдельных элементов устройства. Если целостность корпуса селектора и влагозащиты нижней части авто нарушены, внутрь селектора может попасть влага и грязь. Со временем это приводит к загущение и закоксовыванию смазки. Как результат, рычаг селектора перестает нормально двигаться или контактные пластинки не будут сопрягаться. Поломка металлического штыря селектора – поломка очень редкая.

Вопрос ремонта и обслуживания

Если вы столкнулись с неисправностью селектора и остались уверены в том, что она не кроется в обрыве цепи или поломке датчика, стоит произвести разборку и чистку механической части устройства. Делается это довольно просто. Вам понадобится набор ключей и крестовых отверток, одна плоская отвертка (опционально), ластик, смазка и очиститель (лучше не использовать WD-40). Далее приводится общий алгоритм разборки и обслуживания напольного селектора – процесс может несколько отличаться от одной модели АКПП к другой. Вот что надо сделать:

1. Загнать авто на смотровую яму;
2. Отключить аккумулятор;
3. При помощи ключа выкрутить крепеж тросика коробки передач;
4. Выкрутить крепежи механизма к коробке передач;
5. Вытащить фишку и снять селектор;
6. Отверткой выкрутить винты корпуса селектора;
7. Разделить селектор на две половинки и внимательно осмотреть;
8. Удалить старую смазку и прочистить контакты при помощи растворителя и, опционально, ластика (в крайне случае мелкозернистой наждачной бумаги);
9. Опционально, заменить пружинки в подпружиненных контактах;
10. Нанести новую смазку на неподвижные контакты, ползунок с подвижными контактами и внутреннюю часть корпуса.

После проведения всех работ нужно будет провести сборку и установку узла в обратном порядке. Сразу отметим, что самый важный момент в обслуживании селектора – удаление старой смазки и нанесение новой. Идеально подходит литол.

Первый момент: мы рекомендуем лишь смачивать селектор бензином, а затем проводить дальнейшую чистку с использованием другого растворителя (нейтрального к пластику) или того же бензина, но осторожно – сначала смачивать бензином ветошь, а уже потом с ее помощью убирать смазку и грязь. Второй момент: пружины контактов со временем устают и нуждаются в замене. Впрочем, практика успела показать, что подпружиненными контакты зачастую перестают нормально работать из-за старой затвердевшей смазки.

Выбор нового селектора

Полная замена селектора АКПП – радикальный способ решения проблем с этим механизмом. Зачастую все проблемы решает разборка, чистка и замена отдельных узлов. Однако если это не помогает, в полной замене есть смысл. К счастью, найти новый селектор довольно легко. Всегда точный результат дает поиск по VIN-коду, однако в современных интернет-магазинах и маркетплейсах автозапчастей нужные для ремонта детали поиска искать по:

— Артикулу требующейся запчасти;
— Параметрам автомобиля.

Так как автолюбитель почти наверняка не знает артикул запчасти, ее стоит искать по параметрам автомобиля. К ключевым можно относить вообще все параметры транспорта: марка и модель, год выпуска, модель коробки передач и двигателя. Если, например, датчики селектора производят и сторонние фирмы, то селектор в сборе удастся найти только оригинальный. Такая покупка будет крайне недешевой.

Разумно сэкономить удастся при покупке б/у селектора, однако отметим, что при выборе подержанного узла лучше заручиться поддержкой специалиста – пусть он осмотрит селектор на предмет дефектов. Если покупка будет осуществляться на разборке, то попросите гарантию. Обычно гарантию выдают только на сложные узлы, как-то двигатели и коробки передач, но по-хорошему гарантией хотя бы на один месяц эксплуатации должен сопровождаться и селектор.

Селектор АКПП часто становится источником проблем с этой самой коробкой передач. В сети можно найти много историй о том, как владелец авто произвел почти полную замену системы зажигания и даже поменял несколько узлов коробки передач, так и не решив проблему с выбором и отображением скоростей. А причина на самом деле крылась в селекторе, который достаточно было разобрать и очистить. Однако в некоторых случаях замена отдельных узлов селектора или его полная замена могут стать обязательными. Мы рекомендуем автолюбителям сначала обслужить сам механизм, потом проверить датчик положения селектора, а уже потом искать неисправности в других элементам системы. К слову, обслуживать селектор лучше каждые 50-60 тысяч километров – так он всегда будет работать как новый.

Читайте также  Провода для запуска двигателя как выбрать провода для «прикуривания» авто

Селектор переключения передач АКПП: виды, разбор и ремонт

Почти у каждого современного автомобильного производителя есть автомобили с установленными на них автоматическими коробками, в которых переключение передач водитель осуществляет через селектор АКПП. Автомат легок в управлении, особенно для начинающих водителей, создан для движениях в городе с его ежедневными пробками и частыми торможениями и ускорениями.

Благодаря автоматической коробке переключения передач обеспечивается самостоятельное, без непосредственного участия водителя, изменение передаточного числа в трансмиссии, в зависимости от текущих условий движения.

  1. Селектор АКПП, что это такое
  2. Типы селекторов АКПП
  3. Особенности расположения селектора АКПП
  4. Защита селектора от случайного перемещения
  5. Ремонт селектора АКПП
  6. Снятие селектора АКПП
  7. Разборка механизма
  8. Неисправности селектора АКПП
  9. Тонкости сборки и монтажа селектора
  10. Заключение

Селектор АКПП, что это такое

Если описать, что такое селектор АКПП, то это элемент для управления режимами работы автоматической коробки передач, в стандартном исполнении является рычагом с кнопкой. Благодаря передвижению рычага можно выбрать режим движения автомобиля (паркинг, нейтраль, движение назад и движение вперед)

Типы селекторов АКПП

Автоконцерны вносят свои изменения в конструкцию, и располагают селектор передач в разные части рабочей зоны водителя:

Особенности расположения селектора АКПП

Расположение подрулевого селектора коробки передач свойственно для автомобилей, произведенных в США до 90х годов. Это позволяло располагаться впереди еще двум пассажирам, из-за цельного длинного сидения, и компактно вписываться в интерьер подрулевой зоны.

Кнопочный вариант переключения встречается на автомобилях Land Rover, Honda и Chrysler середины XX века, характерная черта минивэнов и автомобилей с высокой посадкой.

Напольный вариант является самым популярным и привычным на территории Европы.

Защита селектора от случайного перемещения

Селектор переключения передач защищен несколькими механизмами, однако тоже может выйти из строя:

  1. При напольном расположении на рычаге имеется кнопка блокировки, только при нажатии на которую, рычаг приведется в движение.
  2. Переключение режимов осуществится только после нажатия на педаль тормоза.
  3. Метод «утапливания рычага» вниз или движение его в сторону водителя перед непосредственным переключением скоростей.

Ремонт селектора АКПП

Несвоевременное техническое обслуживание автоматической АКПП приведет к снижению качеств управляемости автомобиля, возможны возникновения ДТП.

Чаще АКПП ломается не столько из-за большого ресурса работы, сколько из-за несвоевременного обслуживания, экономии на запасных частях и рабочих жидкостях, неопытности и беспечности водителя.

Практика доказывает, что легче отремонтировать электронный блок управления и селектор передач, чем снять само устройство с автомобиля. При недостатке опыта в разборке автомобильных агрегатов, воздержитесь от демонтажа и доверить дело специалистам сервисных центров, специализирующихся на АКПП.

Отсутствие специализированной компьютерной техники не разрешит проблему стиранием кода ошибки, как это делают многие, такие методы не устранят причину поломки.

Ремонт начинается с диагностики, затем рычаг снимают, производят визуальный тщательный осмотр и дефектовку деталей, промывают контакты, смазывают и чистят детали, заменяют сломанные части. Производится обратная сборка, или покупка новой деталь ввиду неремонтопригодности.

Снятие селектора АКПП

Демонтаж селектора с машины может отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля, устройство переключения скоростей намного сложнее, чем на МКПП коробке передач.

Выполняем следующие действия:

  1. Установить автомобиль на гладкую ровную поверхность, установить на ручной тормоз и открыть капот.
  2. Чтобы до рычага было удобно добираться, снимаем АКБ, монтажную площадку установки аккумулятора и воздушный фильтр.
  3. Установить рычаг в нейтральное положение.
  4. По очереди отсоединять электрические разъемы.
  5. С помощью отвертки рассоединяем трос и тягу между собой.
  6. Легкими покачиваниями демонтировать тягу сверху штока. Нужно соблюдать аккуратность, не допустить переключения положения передачи, при затруднениях воспользоваться отверткой.
  7. Датчик, который контролирует включение передачи, отсоединить.
  8. После ослабления хомутов из пластика, извлекать колодку из кожуха, отгибая усики.
  9. Вытащить щуп.
  10. Далее откручиваем крепеж, соединяющий корпус селектора.
  11. Не спеша вытягивать узел, без прикладывания усилий, так как возможен риск повреждения изделия.

Разборка механизма

После того, как селектор автомата АКПП демонтирован, производится его разборка перечисленными этапами:

  • откручиваем все винты, держащие корпус между собой;
  • аккуратно разделяем корпус на две половины;
  • грязные детали обязательно промыть;
  • контакты, находящиеся на корпусе, лучше дополнительно зачистить мелкой шкуркой;

Если контактные дорожки повредились, желательно сразу приобрести новые. Недопустимо попадание внутри мусора и остатков абразива. Чтобы не запутаться, рекомендуется ставить на корпус дополнительные метки для облегчения последующей сборки.

Неисправности селектора АКПП

Частичный или полный выход из строя селектора всех 4 режимов АКПП, при котором потребуется ремонт, чаще происходит именно из-за неправильной эксплуатации. Например, поломка может быть в том, что рычаг находится в положении движения, а машина все равно никуда не едет.

Такие поломки могут быть вызваны:

  • ошибками в правилах переключения АКПП при минусовых температурах;
  • агрессивное вождение автомобиля;
  • включение режимов парковки или заднего хода, не дожидаясь полной остановки автомобиля;
  • неправильный способ буксования;
  • частое попадание в лужи, влечет за собой попадание в датчик селектора воды.

Основными признаками для водителя наличия возникновения неполадок может послужить отсутствие загорания фонарей заднего хода при включении на трансмиссии передачи «R», тяжелый ход селектора, невозможность переключения передачи при выжатой педали тормоза, пробуксовка, вибрации и нестандартные звуки при работающей АКПП.

Причины могут быть как механическими, так и электрическими: окисление контактов или их обрыв, поломки датчика положения селектора и др. Для того, чтобы водителю или механику было проще найти неисправность, на коробке установлены дополнительные датчики: пониженного уровня трансмиссионного масла, повышение температуры масла в системе смазки и др.

Если сбросить ошибку с помощью компьютерного оборудования, через небольшой промежуток времени она появится снова, поэтому главное определить причину ее появления.

От качества диагностики неисправности, дальнейшей сборки и монтажа зависит дальнейшая работа устройства, поэтому обязательно соблюсти всю последовательность работ – дефектовку, проверку состояния проводки и датчиков, чистка контактов, смазка, замена деталей и пр.

Тонкости сборки и монтажа селектора

В процессе сборки большое внимание уделяется смазке контактов. Плавность переключения передач и исправность контактной группы полностью зависит от силиконовой смазки. При потемнении смазки следует ее заменить.

Заводская смазка со временем превращается в вяжущую жидкость, напоминающую клей. Для демонтажа смазки внутри селектора АКПП автомобиля можно воспользоваться бензином, керосином, растворителем либо проникающей смазкой в аэрозоле. Чистку производить кистью, чтобы не сломать контактные шины. Для смазки подойдут варианты из силикона.

Типичные неисправности АКПП

Неисправности АКПП – это наиболее сложный в плане диагностики случай. Проблема заключается в том, что у каждого производителя свои технологии, а значит и конструкция. Поэтому диагностика неисправностей АКПП – это практически незанятая ниша, в оторой наблюдается большой дефицит специалистов. Неисправности АКПП – это наиболее сложный в плане диагностики случай. Проблема заключается в том, что у каждого производителя свои технологии, а значит и конструкция. Поэтому диагностика неисправностей АКПП – это практически незанятая ниша, в оторой наблюдается большой дефицит специалистов.

Коробка передач, не менее важная составная автомобиля, нежели двигатель или рулевое управление. Как и в каждом механизме, кпп имеет свои недочеты, в частности автоматическая коробка передач. Есть немало людей, которые относятся позитивно и негативно к автоматической трансмиссии. Рассмотрим самые частые поломки автоматической коробки передач и нюансы для диагностики.

Признаки проявления неисправности акпп

В ходе эксплуатации автомобиля на трансмиссию автомобиля приходятся большие нагрузки, которые в результате могут стать причиной поломки. Производители автомобилей делают все возможное, дабы увеличить срок службы этих агрегатов, однако вечных деталей не существует. Встречаются весьма разнообразные признаки неисправности, которые дают владельцу важную информацию о поломке узла. Так, к примеру, когда вышел из строя гидроблок, тогда во время переключение передач возникают существенные толчки и рывки. Такие толчки имеют прогрессирующий характер, и на начальных стадиях едва заметны. Существует достаточное количество типов толчков и все они говорят о различных поломках.

При обнаружении подобных проблем следует обратиться в автосервис, специалисты которого помогут определить точную причину и произвести необходимые работы. Бывают случаи, когда неисправность выражается в полном отсутствии переключения передач либо же блокировкой работы определенной передачи. В подобной ситуации любая эксплуатация автомобиля запрещена, следует воспользоваться услугами эвакуатора.

Некоторые неисправности определяются при помощи встроенных датчиков, такие как:

    перегрев деталей АКПП;

минимальный уровень трансмиссионной жидкости;

поломка других датчиков, отвечающих за правильность работы узла;

  • проблемы с механизмами переключения передач.
  • Однако, не стоит полностью полагаться на оповещение датчиков, ведь большинство сообщений о поломках не несут конкретного характера. Поставить точный диагноз поломки в некоторых случаях не под силу даже профессиональному диагностическому компьютеру. В таких случаях мастеру потребуется провести демонтаж узла в сборе, после вскрытия он с точностью установит причину поломки.

    Основные причины неисправности акпп

    Разобравшись с основными признаками неисправности АКПП следует выяснить причины и методы их устранения. К основным причинам неисправностей следует отнести:

    Читайте также  Признаки завоздушивания системы охлаждения двигателя на что обратить внимание

      проблемы с кулисой рычага;

    утечка трансмиссионного масла;

    неисправность электрического блока управления (ЭБУ);

    некоторые неполадки с гидроблоком;

  • поломка гидротрансформатора.
  • Теперь следует более детально рассмотреть такие причины по отдельности.

    Проблемы с кулисой рычага автоматической кпп

    В автомобилях, оснащенных АКПП старого образца (в которых происходит механическая связь селектора с трансмиссией) частой причиной поломки является кулиса. В результате поломки кулисы процесс переключения режимов работы трансмиссии становится невозможным. Проявляются данные неисправности в виде затруднительного переключения рычага АКПП. В конечном результате рычаг попросту перестает двигаться и требуется замена кулисы. В некоторых модификациях автомобиля такие работы выполняются без снятия самой коробки, что значительно упрощает процесс ремонта.

    Утечка трансмиссионного масла

    Одной из более распространенных неисправностей является течь масла из-под уплотнительных прокладок и сальников. Для того, чтобы выявить подтеки на поддоне или самой коробке, достаточно периодически заезжать на смотровую канаву или эстакаду. При выявлении явных масляных подтеков в области АКПП необходимо незамедлительно обратиться к специалистам. Устранение таких проблем не составит огромного труда, необходимо произвести замену уплотнительных прокладок и трансмиссионного масла.

    Неисправность электрического блока управления

    В некоторых случаях неправильная работа АКПП может быть вызвана с поломкой ЭБУ коробки переключения передач. Симптомы проявления такой неисправности заключаются в следующем: блок будет неправильно выбирать обороты для переключения передач, а в некоторых случаях блокировка работы трансмиссии. В случае возникновения такой неисправности, единственное правильное решение – это замена ЭБУ на новый.

    Некоторые неполадки с гидроблоком

    Неполадки с гидроблоком могут возникнуть в результате неправильной эксплуатации АКПП. К примеру: когда автомобилист в зимний период не прогревает автомобиль, а сразу начинает движение, в результате этого возможна поломка гидроблока. Симптомы проявления неисправности следующие: толчки, удары, а в некоторых случаях отказ автомобиля осуществлять езду. Современные автомобили, оснащенные бортовым компьютером, просигнализируют владельцу о неполадках гидроблока.

    Поломка гидротрансформатора

    Явные признаки неисправности гидротрансформатора проявляются следующим образом: вибрация автомобиля, шуршащие звуки, а при замене масла в поддоне коробки обнаруживают стружку. Устраняются такие неисправности исключительно путем ремонта АКПП.

    Как избежать проблем с АКПП

    Возникновения неисправностей в АКПП можно разделить на два типа:

      Физический износ деталей;

  • Неправильная эксплуатация трансмиссии.
  • Большая часть автовладельцев игнорирует предписанные сервисной книжкой периодичность замены масла в коробке. Такие действия приводят к недостаточной смазке агрегатов, а далее к перегреву АКПП. В результате отсутствия необходимого количества масла подвижные элементы коробки быстро выходят из строя и требуют выполнения дорогостоящего и по времени затратного ремонта. Для того, чтобы такое не происходило, следует в точности с регламентом сервисной книжки производить ТО.Также стоит отметить, что использовать следует оригинальное трансмиссионное масло. Использование некачественного масла может привести к выходу из строя соленоидов, работы, по замене которых представляют определенную сложность и по стоимости довольно дорогие. Необходимо напомнить, что автомобили с автоматической коробкой крайне критичны к агрессивному стилю вождения.

    При длительной эксплуатации двигателя на высоких оборотах фрикционы АКПП могут стачиваться и быстро прогорать. Сложность проведения ремонта автомобилей с автоматической коробкой передач заключается в том, что для определения поломки необходимо вскрывать трансмиссию. Проводить самостоятельный ремонт АКПП не рекомендуется, лучше это дело доверить профессионалам на специализированных центрах.

    Диагностика неисправностей автоматической кпп

    Специалисты со специализированных автосервисов выделяют 3 вида диагностики:

      «Услышать». Быстрая диагностика по выявлению поломки на слух. Опытные мастера автосервиса незначительные неисправности могут определить на слух по тому, как работает механизм. Зачастую к числу таких неисправностей относятся работы по очистке датчика или доливке масла в систему.

    «Потрогать». Второй вид диагностики среди специалистов называется «потрогать на ощупь». Зачастую к таким работам относится диагностика электропроводки, которая занимает немного времени. Более серьезную проблему определяют путем снятия поддона коробки. Без снятия АКПП мастер сможет определить давления масла в системе, а также снять коды ошибок.

  • «Разобрать». Когда обнаружены явные проблемы в работе трансмиссии, и простыми методами не обойтись, тогда потребуется разборка узла. Такие работы характерны для автомобилей с пробегом более 200000 км.
    Несмотря на все вышеперечисленные диагностики, 100% результат по выявлению причины неисправности достигается путем вскрытия АКПП.
  • Видео – типичные неисправности АКПП:

    Ремонт селектора АКПП

    Автоматическая коробка передач — чудесное изобретение человечества! Избавляет водителя от необходимости жонглировать тремя педалями, сама регулирует колебания крутящего момента и переключает передачи.

    Автоматическая трансмиссия

    Самыми распространёнными и надёжными считаются гидромеханические «автоматы». Их изобрели в США ещё в начале 30-х. Основные составляющие коробки:

    • планетарные передачи;
    • гидроблок;
    • гидротрансформатор (сцепление).

    Не каждый вдаётся в подробности — что же там происходит, когда нажимается педаль акселератора или тормоза. Водитель ориентируется на показания приборной панели:

    1. В нейтральном положении селектора АКПП загорается индикатор «N».
    2. Включен задний ход, горит «R».
    3. Движение вперёд — «D».

    Датчик селектора

    Для того чтобы автомобиль понимал, чего же от него хочет водитель, в коробке установлен датчик положения селектора АКПП. Он передаёт данные на контроллер коробки, отвечает за включение сигналов заднего хода и управляет приводом стартера. Как правило, расположен он на валу рычага АКПП.

    Неисправный датчик селектора АКПП приводит к некорректной работе коробки (она включает аварийный режим) или автомобиль вообще не трогается с места.

    Если на приборной панели загорелся индикатор «HOLD» — датчик неисправен. Частые причины:

    1. Стираются провода контакта. Проводка датчика находится слишком близко к селектору АКПП. Постоянное переключение режимов деформируют и без того тонкие провода.
    2. После снятия коробки контакт датчика был подсоединён плохо или не подсоединён вообще (забыли, и такое бывает).
    3. Нет защиты картера — нет и защиты датчика от грязи и воды. Достаточно проехать по небольшой луже, чтобы вода попала на контакты.

    Что послужило причиной неисправности в конкретном случае, подскажет компьютерная диагностика и визуальный осмотр.

    Селектор АКПП

    Рычаг коробки передач — это своеобразный способ общения водителя с автомобилем. С каждой новой моделью авто он всё больше совершенствуется и, помимо основной ручки, потихоньку обрастает кнопками дополнительных возможностей и индикаторами.

    Местонахождение рычага отличается в зависимости от модели машины. В современных авто распространено подрулевое расположение и по центру приборной панели (если же посадка водителя высокая — то на консоли).

    Чтобы исключить случайное переключение между режимами, на селекторе предусмотрена кнопка. Она располагается сбоку, сверху или спереди. Пока она не нажата, изменить диапазон рычага нельзя. Ступенчатая прорезь для перемещения селектора также препятствует ненужному переключению диапазонов.

    В подрульном варианте перемещение рычага возможно после того, как водитель потянет его на себя.

    Ремонт селектора

    Некорректная работа коробки передач может быть вызвана не только проблемой с датчиком, но и неполадками в системе селектора. Например, загустение смазки приводит к тому, что морозным утром машину сложно завести или переключения диапазонов сопровождаются рывками и толчками.

    Неправильное переключение режимов (часто случается у водителей, привыкших к механической коробке), агрессивный стиль вождения, включение заднего хода или парковки до полной остановки автомобиля — всё это отражается на работе селектора и выводит его из строя.

    Как почистить селектор самостоятельно

    Прежде чем сдаваться на милость механикам СТО, можно провести осмотр агрегата в гаражных условиях.

    1. Перед снятием селектора обязательно помечаем краской расположение деталей в отношении блока коробки и подвижной части селектора.
    2. Снимаем аккумуляторный лоток, корпус воздушного фильтра и, если имеется, вакуумный насос круиз-контроля (откручиваем болт на 8″ и достаём усы из паза).
    3. Отщёлкиваем трос переключения передач с шайбы и оси, затем убираем его, но лучше сделать это вместе с тягой.
    4. Не прилагая усилий, откручиваем и снимаем гайку на 13″ со шлицев вала. Придётся её немножко пошатать и поддеть (но очень аккуратно).
    5. Так как проводов подключения много, то можно почистить селектор и не отключая их полностью, то есть на месте. Снимаем разъём с основным жгутом (откручиваем два болта на 12″). Можно снять и два других, полностью отсоединив селектор, но необходимо учитывать состояние проводов и возможность добраться до разъёма (один из них подключен под коробкой).
    6. Снимаем кожух проводов (он держится на двух винтах), слегка поддевая его отвёрткой.
    7. Разбираем сам селектор — откручиваем 4 винта. Раскрываем его.
    8. Главное — не потерять 3 контактных сухарика и 3 пружинки (одна из них двойная).
    9. Смываем старую смазку бензином. Контакты селектора хорошо чистить керосином и WD40. Если грязь не поддалась промывке, можно использовать мелкую полировочную наждачку и чернильный ластик.
    10. Наносим силиконовую смазку.
    11. Собираем всё в обратном порядке, не забывая совмещать метки.

    После такой процедуры селектор должен вновь заработать в штатном режиме.

    Замена селектора АКПП

    После чистки может произойти и обратная ситуация — коробка продолжит барахлить. Если на приборной панели всё ещё загорается индикатор неисправности, придётся ехать в автосервис и довериться профессионалам. С помощью компьютерной диагностики механик выявит и, по возможности, устранит ошибки.

    Замена селектора — это крайняя мера. К ней прибегают, когда ремонт невозможен или нет запасных элементов для замены. Например, при механической поломке рычага, его основы крепления (штырь — металлический, но при желании его можно погнуть или сломать).

    Читайте также  Сапун двигателя что это такое?

    На автомобили постарше найдётся б/у селектор. Покупка же нового, его установка и настройка обойдутся автовладельцу довольно дорого.

    Вывод

    Селектор АКПП — вещь довольно хрупкая. Своевременная замена масла и диагностика, аккуратное переключение режимов, наличие защиты и кожуха помогут избежать лишних финансовых затрат. Удачи!

    Назначение и принцип работы основных датчиков АКПП

    Автоматическая коробка передач автомобиля управляется электрогидравлической системой. Сам процесс переключения передач в АКПП происходит за счет давления рабочей жидкости, а управление режимами работы и регулировку потока рабочей жидкости при помощи клапанов осуществляет электронный блок управления. При работе последний получает необходимую информацию от датчиков, которые считывают команды водителя, текущую скорость движения автомобиля, рабочую нагрузку на двигатель, а также температуру и давление рабочей жидкости.

    1. Виды и принцип работы датчиков АКПП
    2. Датчик положения селектора
    3. Датчик скорости
    4. Датчик температуры рабочей жидкости
    5. Датчик давления
    6. Вспомогательные датчики управления АКПП

    Виды и принцип работы датчиков АКПП

    Основной целью системы управления АКПП можно назвать определение оптимального момента, в который должно произойти переключение передачи. Для этого необходимо учесть множество параметров. Современные конструкции оснащены динамической программой управления, позволяющей подбирать соответствующий режим в зависимости от условий эксплуатации и текущего режима движения автомобиля, определяемых датчиками.

    В автоматической коробке передач основными являются датчики скорости (определяющие частоту вращения на входном и на выходном валах КПП), датчики давления и температуры рабочей жидкости и датчик положения селектора (ингибитор). Каждый из них имеет свою конструкцию и предназначение. Также может использоваться информация и от других датчиков автомобиля.

    Датчик положения селектора

    При изменении положения селектора выбора передач его новую позицию фиксирует специальный датчик положения селектора. Полученные данные передаются на электронный блок управления (зачастую он отдельный для АКПП, но при этом имеет связь с ЭБУ двигателя автомобиля), который запускает соответствующие программы. Это приводит гидравлическую систему в действие согласно выбранному режиму движения (“P(N)”, “D”, “R” или “M”). В инструкциях к автомобилям данный датчик часто обозначается как “ингибитор”. Как правило, датчик находится на валу селектора коробки передач, которая, в свою очередь, располагается под капотом автомобиля. Иногда для получения информации он соединен с приводом золотникового клапана выбора режимов движения в гидроблоке.

    Датчик положения селектора АКПП можно назвать “многофункциональным”, поскольку сигнал с него также используется для включения огней заднего хода, а также для контроля работы привода стартера в режимах «P» и «N». Существует множество конструкций датчиков, определяющих положение рычага селектора. В основе классической схемы датчика используется потенциометр, который изменяет свое сопротивление в зависимости от положения рычага селектора. Конструктивно он представляет собой набор резистивных пластин, по которым перемещается подвижный элемент (ползунок), который связан с селектором. В зависимости от положения ползунка будет изменяться сопротивление датчика, а значит, и выходное напряжение. Все это находится в неразборном корпусе. При возникновении неисправностей датчик положения селектора можно прочистить, открыв путем высверливания заклепок. Однако настроить ингибитор для повторной работы достаточно сложно, поэтому проще просто заменить неисправный датчик.

    Датчик скорости

    Как правило, в автоматической коробке передач устанавливаются два датчик скорости. Один фиксирует частоту вращения входного (первичного) вала, второй измеряет частоту вращения выходного вала (для переднеприводной коробки передач – это скорость вращения шестерни дифференциала). ЭБУ АКПП использует показания первого датчика для определения текущей нагрузки на двигатель и подбора оптимальной передачи. Данные же со второго датчика применяются для контроля работы коробки передач: насколько правильно были выполнены команды блока управления и была включена именно та передача, которая была необходима.

    Устройство датчика Холла и форма его сигнала

    Конструктивно датчик скорости представляет собой магнитный бесконтактный датчик, основанный на эффекте Холла. Датчик состоит из постоянного магнита и интегральной микросхемы Холла, расположенных в герметичном корпусе. Он фиксирует частоту вращения валов и генерирует сигналы в форме импульсов переменного тока. Для обеспечения работы датчика на валу устанавливается так называемое “импульсное колесо”, имеющее фиксированное число чередующихся выступов и впадин (довольно часто эту роль исполняет обычная шестерня). Принцип работы датчика заключается в следующем: при прохождении зуба шестерни или выступа колеса через датчик изменяется создаваемое им магнитное поле и, согласно эффекту Холла, вырабатывается электрический сигнал. Далее он преобразуется и направляется в блок управления. Низкий сигнал соответствует впадине, а высокий – выступу.

    Основными неисправностями такого датчика являются разгерметизация корпуса и окисление контактов. Характерной особенностью является то, что данный датчик нельзя “прозвонить” при помощи мультиметра.

    Реже в качестве датчиков скорости могут использоваться индуктивные датчики частоты вращения. Принцип их работы заключается в следующем: при прохождении через магнитное поле датчика зуба шестерни коробки передач в катушке датчика возникает напряжение, которое в форме сигнала передается блоку управления. Последний с учетом числа зубьев шестерни рассчитывает текущую скорость. Визуально индуктивный датчик внешне очень похож на датчик Холла, но имеет существенные отличия по форме сигнала (аналоговый) и условиям работы – он не использует опорное напряжение, а вырабатывает его самостоятельно за счет свойств магнитной индукции. Данный датчик можно “прозвонить”.

    Датчик температуры рабочей жидкости

    Уровень температуры рабочей жидкости в коробке передач оказывает существенное влияние на работу фрикционных муфт. А потому для защиты от перегрева в системе предусмотрен датчик температуры АКПП. Он представляет собой терморезистор (термистор) и состоит из корпуса и чувствительного элемента. Последний изготавливается из полупроводника, который изменяет свое сопротивление при различных температурах. Сигнал с датчика передается блоку управления АКПП. Как правило, он представляет собой линейную зависимость напряжения от температуры. Показания датчика можно узнать только при помощи специального диагностического сканера.

    Датчик температуры может устанавливаться в картере трансмиссии, но чаще всего он встроен в жгут проводов внутри АКПП. При превышении допустимой температуры работы ЭБУ может принудительно снизить мощность, вплоть до перехода коробки передач в аварийный режим.

    Датчик давления

    Для определения интенсивности циркуляции рабочей жидкости в автоматической коробке передач в системе может быть предусмотрен датчик давления. Их может быть несколько (для различных каналов). Измерение осуществляется путем преобразования давления рабочей жидкости в электрические сигналы, которые подаются в электронный блок управления КПП.

    Датчики давления бывают двух типов:

    • Дискретные – фиксируют отклонения режимов работы от заданной величины. При нормальном режиме работы контакты датчика соединены. Если давление в месте установки датчика ниже требуемого, контакты датчика размыкаются, а блок управления АКПП получает соответствующий сигнал и передает команду на повышение давления.
    • Аналоговые – преобразуют уровень давления в электрический сигнал соответствующей величины. Чувствительные элементы таких датчиков способны изменять сопротивление в зависимости от степени деформации под действием давления.

    Следует отметить, что при выходе из строя любого из вышеперечисленных датчиков автомобиль может перейти в «аварийный режим». Для более детального обнаружения неисправности можно провести самостоятельную диагностику, к примеру, недорогим мультимарочным сканером Rokodil ScanX.

    Мультибрендовый сканер Rokodil ScanX

    Сканер укажет на точную причину неисправности, после чего ее можно устранить самостоятельно или с помощью специалистов СТО. Если проблему на месте решить нет возможности, а автомобиль все еще находится в “аварийном режиме”, следует проверить уровень масла в АКПП, а также удостовериться, не вытекает ли трансмиссионная жидкость и нет ли запаха горелого масла. Если вы обнаружили подобные признаки, то ехать дальше не стоит. В случае их отсутствия с помощью сканера можно вывести авто из “аварийного режима” и доехать до ближайшего сервиса.

    Вспомогательные датчики управления АКПП

    Помимо основных датчиков, относящихся непосредственно к коробке передач, ее электронный блок управления также может использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Как правило, это следующие датчики:

    • Датчик педали тормоза – его сигнал используется при блокировке селектора в позиции «Р».
    • Датчик положения педали газа – устанавливается в электронной педали акселератора. Он необходим для определения текущего запроса режима движения со стороны водителя.
    • Датчик положения дроссельной заслонки – расположен в корпусе заслонки. Сигнал с этого датчика показывает текущую рабочую нагрузку двигателя и оказывает влияние на выбор оптимальной передачи.

    Совокупность датчиков АКПП обеспечивает ее правильную работу и комфорт при эксплуатации автомобиля. При возникновении неисправностей датчиков нарушается баланс системы, о чем водителя незамедлительно предупредит бортовая система диагностики (т.е. на комбинации приборов загорится соответствующая “ошибка”). Игнорирование сигналов о неисправности может повлечь за собой серьезные проблемы в основных узлах автомобиля, поэтому при обнаружении неисправностей рекомендуется сразу обращаться в специализированный сервис.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: