Сапун двигателя что это такое?

Что такое сапун?

Сапун на двигателе (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера ДВС.

В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.

Где устанавливается сапун

Сапуны на автомобиле устанавливаются:

  • в самом двигателе;
  • в устройстве КПП;
  • в конструкции переднего и заднего моста;

Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.

После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.

Почему нужно чистить сапун

Работа в описанных выше условиях предполагает то, что сапун может забиваться. Выход масла через клапан сопровождается последующим накапливанием пыли, которая закупоривает проходное отверстие клапана. В результате при нагреве создается избыточное давление или недостаточное давление при остывании, что приводит к течи масла через сальники и прокладки двигателя и других агрегатов.

Для устранения неисправности сапун нужно снять для очистки или замены. Поменять сапун двигателя или коробки на новый рекомендуется в том случае, если он сильно загрязнен. Перед установкой нового сапуна необходимо качественно очистить место его установки. Это позволит избежать его быстрого повторного загрязнения.

Следует учитывать, что сапуны на мостах (раздатках) работают в условиях постоянного контакта с водой, пылью и грязью. В этом случае проверять их следует намного чаще. Не стоит исключать риск попадания влаги в смазочный материал через сапун, особенно если машина часто эксплуатируется в условиях серьезного бездорожья, часто пересекает водные преграды и т.д. Результатом становится значительное ухудшение смазывающих, защитных и охлаждающих свойств масла в мостах, что означает быстрый выход из строя узлов данного типа.

Вполне очевидно, что сапуны желательно проверять на каждом ТО (10-15 тыс. км. пробега), особенно если автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с проездом водных преград. В отдельных случаях чистить сапун следует после 2-3 таких поездок. Это поможет избежать течей масла через различные уплотнители. Также можно сделать вывод, что в случае обнаружения подтекания масла на двигателе и других агрегатах следует первым делом обратить внимание на сапун. Устройство необходимо снять, после чего проверяется ход его крышки. Крышка сапуна должна свободно перемещаться, не допускается залипание детали.

Напоследок добавим, что постоянный контроль работоспособности сапунов позволяет продлить ресурс двигателя и других агрегатов, в конструкции которых используется клапан. Сильно загрязненные сапуны лучше сразу менять на новые, так как стоимость указанной детали является вполне доступной для подавляющего большинства автолюбителей.

Зачем нужен сапун в ДВС и КПП

Понятие сапуна в автомобиле относится к агрегатам с закрытыми картерами, в которых организована смазка жидким маслом. Например, двигатель, коробка передач, редуктор ведущих мостов. То есть полости, в которых масляный туман находится в газовой среде, состояние её требуется отслеживать, в частности, по параметру давления. В качестве регулирующего органа выступает сапун.

Для чего в автомобиле сапун

Давление в картере любого агрегата может возникать по разным причинам, и это нормальное явление в большинстве случаев. Всё дело в его допустимой величине. Превышение над нормированным порогом ведёт к неприятностям в виде осложнений с уплотнениями прокладками и сальниками. Тут надо срочно принимать меры.

Занимается всем этим сапун – клапан или калиброванный канал сообщения с атмосферой. В качестве атмосферы могут выступать и иные полости агрегатов, например, в двигателе это впускной коллектор. Такой способ сброса более экологичен, углеводороды не поступают наружу.

Наличие клапана позволяет более точно управлять величиной давления. Причём в обеих направлениях, иногда вместо напора появляется разрежение, в котором тоже нет ничего полезного.

Принцип работы клапана

Наиболее важен клапан в системе вентиляции картера двигателя, хотя в разных исполнениях он присутствует и в других агрегатах. Раньше и моторы обходились без него, трубка сапуна просто сообщалась с магистралью впуска, а то и выводилась в атмосферу.

Такие системы открытого типа обладали множеством недостатков, а с введением жёстких экологических норм стали просто неприемлемыми.

Клапан системы вентиляции картера двигателя обеспечивает выполнение нескольких требований в разных режимах работы. Управляется он при этом величиной разрежения во впускном коллекторе, которое зависит от нагрузки на двигатель.

Более совершенные системы применяют и электронное управление клапаном, используя релейный или широтно-импульсный алгоритм модуляции его открытия. Но общие принципы те же:

  • при остановленном двигателе клапан закрыт, необходимости в вентиляции нет;
  • на холостых оборотах разрежение велико, а расход картерных газов должен быть небольшим, поэтому и клапан приоткрыт незначительно;
  • чем выше нагрузка, тем больше прорыв газов через поршневые кольца, избыток нужно удалять, клапан открывается вплоть до полной производительности;
  • если в коллекторе возникает обратная вспышка топлива, клапан тут же захлопывается, чтобы не допустить пламя в картер.

Существует и прямая связь сапуна с воздуховодом, но она небольшого сечения и выведена до дроссельной заслонки, то есть разрежение там почти отсутствует.

Сапун в двигателе

Роль сапуна в двигателе важна с точки зрения компенсации прорыва газов вдоль стенок цилиндров. Там всегда существует тепловой зазор, уплотнённый кольцами. Но и они не герметичны, зазоры имеются в канавках поршня, а также в замке разрезного кольца. Часть газов обязательно прорвётся, поэтому сапун необходим.

Что происходит при его отсутствии, хорошо видно у изношенных двигателей, когда прорыв газов велик, система не справляется. Мотор начинает пропускать масло по сальникам и всем стыкам, выдавливая уплотнения.

Несознательные водители, которые не желают вовремя ремонтироваться, выводят большую ветвь вентиляции наружу без клапана, фактически открывая картер в атмосферу. От масляного запотевания это слабо помогает, зато начинается сильный выброс в окружающую среду.

Канал сапуна всегда снабжается сложным маслоотделителем, иначе расход в системе смазки станет недопустимым. Да и от горения масла в цилиндрах образуются вредные для систем двигателя отложения.

Сапун в КПП

В коробке передач ситуация проще, здесь нет напора от поршневой группы. Но температурные перепады остаются, поэтому герметизировать картер нельзя. Ставится сапун в виде простейшего клапана с подпружиненной тарелкой или шариком.

Когда давление в картере растёт и превышает порог срабатывания, клапан преодолевает сопротивление пружины, сбрасывая часть воздуха наружу. Для обеспечения экологии можно организовать отдельную полость с маслоотделением и мембранной диафрагмой. Но основное отделение масла от газа происходит в устройстве лабиринтного типа, где оно разделяется с воздухом и стекает в свою ванну.

Мостовой клапан

Клапаны в редукторах мостов работают точно так же, как и коробках. Ставятся сапуны с преднатягом пружины. Но не всегда это будет оптимальным решением. В случае внедорожника мосты могут часто попадать в воду, после чего резко охлаждаться. Поскольку клапан сапуна тут же закроется, он рассчитан только на сброс излишков, в полости возникнет разрежение.

Сальники редуктора с обратным перепадом не справятся, и через них в мост проникнет грязная вода с абразивом. Масло будет выведено из строя, а вслед за ним подшипники, валы и шестерни.

Поэтому из мостовых сапунов клапан часто удаляют, а их каналы выводят гибкими шлангами в высокие точки кузова, где снабжают фильтрами и бачками мембранного типа. Это позволяет поддерживать давление в норме, одновременно исключая попадание грязи в картеры.

Почему подтекает масло из сапуна

Масло через сапун может проходить по двум причинам. В двигателе это происходит при большом износе цилиндров, когда возможности вентиляции исчерпаны. Система просто не справляется с отделением большого количества тумана.

Вторая причина связана с неисправностями клапана. Давление растёт, начинает более интенсивно работать малая ветвь вентиляции, маслом забрасываются впускной трубопровод и дроссельный узел. Такое бывает и при исправном клапане, когда каналы забиваются отложениями.

В трансмиссии выбросы начинаются при использовании некачественного или загрязнённого масла. Сапуны не могут работать с образующейся пеной, пропуская её через себя. Одновременно потеют сальники и прокладки, агрегаты снаружи покрываются масляной плёнкой. Необходимо сменить масло, сальники и прокладки, промыть картер.

Читайте также  Кулиса ваз 2110 неисправности кулисы, ремонт, регулировка и замена

Сапун: что это такое и нужно ли его обслуживать?

Каждый узел либо система в автомобиле отвечает за один из важных этапов благоприятной работы механизмов. Поломке подвергается любая деталь. Не зависимо от важности, выполняемой ею функции из строя может выйти весь агрегат.

На первый взгляд ничем не примечательный узел – «сапун», если пренебрегать его работе, то это чревато серьезными поломками. Сперва необходимо узнать где он располагается, и какие функции выполняет.

Что такое сапун?

Сапун – представляет собой систему сброса лишних картерных газов путем сообщения с атмосферой. Это своего рода воздушный клапан, который срабатывает при небольшом возрастании давления картерных газов. Происходит повышение объёма газов за счет работы трущихся механизмов и нагрева смазочного материала. Благо масло для смазки льют строго по щупу во избежание потери излишков. Таким образом есть пространство или некая «воздушная полость» между трущимися деталями и маслом.

За счет нагрева меняется каждый раз уровень масла в картере. К примеру, машина тронулась механизмы начали нагреваться, соответственно увеличился уровень масла. После остановки уровень падает так как происходит остывание смазочного материала и стравливание излишков газа. Для таких дел и создали технологическое отверстие в виде сапуна, благодаря которому давление газов всегда равно атмосферному.

Для выравнивания уровней давления в механизме и снаружи можно было б сделать отверстие в корпусе. Однако через него мог попадать мусор, влага и выплескивалось бы лишнее масло. А попади на шестерни песок или прочий абразив узел быстро вышел бы из строя. Мало того нахождение транспорта под уклоном привело б к выливанию смазочной жидкости.

Если узел не сильно требователен к обильному смазыванию, то здесь применяют консистентную смазку. В таком случае сапун представлен заглушкой, из фетра которая препятствует попаданию воды и грязи. Данная система применяется в редукторах угловых шлифовальных машин и в циркулярных пилах.

Но это не касается автомобиля где есть много сложных мест таких как раздаточная коробка, картер двигателя, коробка передач и т.д. В данном случае сапун представлен более сложным устройством.

Конструкция представлена штуцером, со сквозным отверстием который вкручен в определенный узел. В верхней части находится колпачок в виде стаканчика, который делает возвратно-поступательные движения при небольшом нажатии. Для герметичности исходящих газов под торцевую часть штуцера положено резиновое уплотнение. Оно выполнено в форме шайбы которое фиксируется на штуцере пружиной. Благодаря этому элементу и осуществляется правильная работа сапуна.

С виду в конструкции нет ничего сложного, но чем проще механизм, тем важнее его роль. Большинство автовладельцев даже не догадываются каким полезным может быть обычный сапун.

Где он располагается, и какие функции выполняет?

Чтоб понять принцип действия следует разобрать методику его работы. Когда агрегат работает то внутри его корпуса не должно скапливаться излишков тепловых газов вследствие повышения давления или разряжения. При непроизвольном прикосновении или нажатии на клапан можно услышать еле заметное испускание воздуха. Это означает что система выровняла давление в корпусе механизма с атмосферным. А ведь оно могло быть и избыточным, и разряженным. Во всяком случае если клапан сработал значит так и должно быть.

Когда осуществился запуск агрегата все механизмы начали вращаться, тем самым нагревая сами себя и смазывающую жидкость. Смазка нагревается что приводит к расширению окружающего воздуха. Это способствует повышению давления воздуха внутри механизма.

Так как у пружины маленькое сопротивление резиновая прокладка дает возможность газам выйти наружу. Усилие, с которым жмет пружина всего 10-12 граммов. Это усилие едва превышает значение атмосферного давления и тем самым производится сброс лишних газов.

После остановки автомобиля все детали медленно остывают. Это способствует снижению температуры, что приводит уровень масла в норму. Также происходит снижение давления газов в механизмах. Когда температура упала до такой чтоб возникло разрежение, штуцер возвращает клапан на место тем самым герметизируя механизм.

Вскоре из-за не плотности прилегания сбрасывающего клапана и маленькой сопротивляемости пружины давление в механизме сравняется с атмосферным. Конструкция сапуна такова что он не предназначен для длительного удержания давления. А ввиду своей конструкции стравливает излишки.

На сапун может влиять резкое охлаждение

Это связано с попаданием на механизм большого количества влаги. К примеру переезд речки в брод или езда по заснеженным сугробам. В связи с этим фактором возникает моментальное разряжение от резкой разности температур. Представьте, что механизм заднего моста попадает на полном ходу в промоину с ледяной водой.

Если учесть тот факт, что механизм моста разогрет до рабочей температуры 90 градусов это создает еще большее разряжение. В связи с чем происходит втягивание клапана еще больше. Это позволяет достичь дополнительной герметизации, которая не дает шансов проникнуть влаге и грязи внутрь механизма.

Такая система помогает сохранить механизм и внутренние его составляющие от пагубного влияния атмосферных осадков. Но так как срабатывание сапуна кратковременно, могут быть последствия при длительном нахождении механизма в воде на более продолжительное время.

Двигаясь по пересеченной местности на внедорожнике легко можно «сесть на пузо» днищем машины. Это хорошо если повезет застрять в относительно сухом месте. Но бывают случаи, когда автомобиль застревал в прямом смысле в болоте.

Тогда вода начнет попадать внутрь механизма через не плотность прилегания резиновых манжет. Все сальники и манжеты предназначены сначала для удержания масла. Увы с напором воды им не справится. Герметизация сальника достигается внутренней пружиной, которая создает дополнительную упругость манжете.

Конструкция сальника такова что на выход масла и газов данное уплотнение держит хорошо. Однако на вход может прогнуться и пропустить влагу. В большей степени все зависит от срока годности уплотнений. Если все новое и должного качества, то это хорошее противостояние всасыванию влаги из вне. А когда манжеты, подгулявшие то гарантии в герметичности узла, просто нет.

Сапун отлично держит масло

Что не говори, а масло сапуны держат без нареканий. Что нельзя сказать о сапунах, которые уже не новые. У них теряется свойство к герметизации и довольно часто автомобилисты сталкиваются с попаданием внутрь воды и грязи именно через сапун.

Автовладельцы извлекают клапан и пружину из сапуна. Произведя удлинение за счет шлангов свободный конец выводится через корпус автомобиля в высокое сухое место. Таким образом туда не попадет влага и грязь, а сообщение с атмосферой теперь будет всегда напрямую.

Если взять во внимание шоссейные автомобили, то у них с сапуном проблем нет. Однако от засорения или некачественной продукции никто не застрахован, так что может быть все что угодно.

Что касается качества изготовления?

При производстве данной детали необходимо соблюдать точность в изготовлении и не отклонятся от технического процесса. Пружина должна отвечать возложенному на нее рабочему давлению сбрасывания воздуха. Клапан должен быть изготовлен из резины хорошего качества чтоб достигалась хорошая герметичность.

Малейший перегрев дает деформацию резинового клапана и плохую его дальнейшую работу. Также следует участь что резина должна быть маслостойкой в противном случае клапан раскиснет от постоянного контакта с маслосодержащими примесями.

Любой дефект или брак в конструкции вызывают попадание грязи и влаги внутрь. Это приводит к смешиванию воды и масла от чего образуется – эмульсия. Эмульсия – смесь масла и воды. Смазка трущихся деталей происходит маслом. А когда образуется эмульсия, защитная масляная пленка пропадет, и начинается трение метала об сопрягаемые детали. Это приводит к резкому износу деталей механизма.

Если владелец уверен в подлинности установленной им запчасти, в данном случае сапуна, то его, как и некоторые механизмы следует иногда обслуживать. Данный процесс заключается в механической проверке рукой на заедание и срабатывание. Так потормошив его некоторое время можно разрушить наросты грязи и предотвратить выход клапана из строя.

Есть конечно и такие экземпляры отечественного производства куда владельцам необходимо вмешиваться в нормально функционирующий механизм. Так придумываются все новые самодельные доработки, благодаря которым механизмы еще служат долго и без перебоев.

Что касается качества изготовления некоторых запчастей в частности для ВАЗ, Волга и ИЖ хотелось в то время лучшего. На заводе зная, как устроен сапун, сборщики нарочно вытаскивали пружину по сути оставляя слегка прикрытое отверстие. И это хорошо если человек не ездит по бездорожью и до конца надеется, что у него с машиной все в порядке. Но придёт день, когда он сделает ревизию данному узлу и будет весьма приятно удивлен.

Каким самым важным считаеться сапун в авто?

На автомобиле довольно много сапунов на разных герметично вращающихся механизмах. Но самым важным считается сапун на блоке двигателя. И если он начинает дымиться или еще как-то некорректно работать следует обратить на него внимание.

Читайте также  Трансмиссионные масла синтетика, полусинтетика и минеральное масло

Когда из сапуна двигателя начинает валить дым это свидетельствует только об одном не держит клапан с пружиной. В связи с этим все картерные газы уравнивают давление внутри блока с атмосферным. Кроме того, дымиться сапун может по массе других причин.

Произошел износ поршневых колец в цилиндрах либо они залегли вследствие перегрева или чрезмерного количества грязи. Присадки для быстрого восстановления компрессии и прочие аэрозоли здесь бессильны. Единственным решением будет разобрать двигатель.

Так же можно произвести замер компрессии. В случае ее отсутствия мог прогореть клапан в ГБЦ. А это нарушение плотности прилегания клапанов к седлам и плохое сгорание горючей смеси.

На клапанах в головке установлены масло отражающие колпачки, которые не дают лишнему маслу просачивается в головку. В случае, когда они пересыхают или, изнашивается внутренняя манжета, происходит разгерметизация.

Для экономии масла и правильной работы узла следует их периодически менять

При возникновении потеков и масляных пятен в области сальников коленчатого вала, следует произвести их замену. Так как масло за счет вентилятора будет быстро распространятся по двигателю создавая дополнительную грязь и нагрев мотора.

Не зря разработчиками на автозаводах прописан ресурс масла и его необходимо менять почаще. Так как замена масла это во много раз дешевле чем ремонт целого мотора.

Всегда следите за уровнем масла по отметкам на щупе. Перебор может вызвать такое ужасное последствие как «двигатель вразнос». Данное явление наблюдается, когда поршня начинают подхватывать масло, а двигатель будет набирать обороты и сильно дымиться. Если вовремя не перекрыть доступ кислорода, то от чрезмерной нагрузки его просто разорвет.

Не долив масла приведет к моментальному выходу из строя подшипников коленчатого вала. Из-за отсутствия масляной пленки все плотно трущиеся детали заклинят. Так что уровень масла должен быть всегда строго по меткам. Теперь на примере таких различных вариантов поломок можно сориентироваться и произвести правильный ремонт.

Сапун двигателя: что это такое

Дыхательный клапан, или сапун, предназначен для общения авто с атмосферой. Его задача – пускать газы и уравнивать давление во внутренней и наружной плоскостях. Когда механизмы авто не работают, именно он позволяет проникать воздуху в салон. И эти функции он выполняет несмотря на местонахождение – на одном из мостов, моторе или коробке передач. Но он спасает соответствующие механизмы от неисправностей.

Сапун в двигателе

Дыхательный клапан исключает протечку масла из картера. Сапун выпускает воздух и газы, которые образуют цилиндры головного блока. Происходит это благодаря поступлению воздуха из атмосферы после остановки и выключения зажигания водителем. Также сапун исключает попадание грязи внутрь двигателя, из-за чего они получили широкое применение на внедорожниках.

Подобно другим механизмам, сапуны склонны забиваться и накапливать грязь, а также выходить со строя. Периодически устройства нужно проверять и принимать меры по своевременной замене. Эксплуатация повреждённых или забитых сапунов мотора приводит к ухудшению эффективности работы и перевесу давлений во внутренней плоскости. Масло из картера только этого и ждёт, подготавливая свой побег. А этого допускать нельзя категорически.

Сапун двигателя

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата.

Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

  • непосредственно в двигателе;
  • внутри конструкции заднего и переднего моста;
  • в КПП.

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Сапун у КПП

Беречь от загрязнения нужно и все разновидности коробки передач. Загрязнённый механизм тормозит её работу и делает невозможными плавность переключения определённых передач. Сапун устанавливают на крышку картера.

Неисправный сапун КПП не сможет противостоять повышению давления внутри корпуса. Это приведёт к разрушению подшипников. Во время каждого техосмотра очищайте сапуны и при необходимости меняйте их.

Что такое сапун двигателя?

Для функционирования двигателя автомобиля должно соблюдаться ряд условий, среди которых и нормальное давление в картере. И обеспечивает это система отвода картерных газов, одним из основных элементов которой является сапун.

Назначение

Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.

Конструктивные особенности

Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111: 1. Картер двигателя. 2. Сапун. 3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки. 4. Маслоотделитель под клапанной крышкой. 5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки. 6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.

7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

Эта система включает в себя:

  1. Сапун.
  2. Маслоотделители.
  3. Патрубки.

Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.

На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

Читайте также  Лопнула гильза в двигателе причины и ремонт неисправности

Ещё кое-что полезное для Вас:

Обслуживание

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.

Загрязненный сапун Skoda Octavia

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

: Сапун, что это и зачем?

Мостовой сапун

Он отвечает за взаимодействие мостов осей с маслом внутри и внешней среды. Мост очень надёжно защищён от загрязнений, а автомобиль не пострадает из-за разрыва моста вследствие повышения давления масла в нем.

Большего внимания требует сапун на заднем мосту, который находится справа в верхней части. Из-за него возможно подтекание масла. А это крайне нежелательный побочный эффект.

Как работает и зачем его чистить?

Функции сапуна вне зависимости от его месторасположения всегда остаются неизменными. Обычно такое устройство имеет фильтр, который препятствует проникновению в мотор грязи, пыли и частичек влаги. Если говорить более понятным языком, то устройство дает возможность дышать конструктивным узлам и препятствует возможному вытеканию рабочих жидкостей. Что касается принципа работы сапуна, то поскольку во время работы силового агрегата масло в картере нагревается, это приводит к росту температуры. Тогда воздух начинает расширяться и создает давление. Это давление необходимо сбрасывать, иначе масляная жидкость, что внутри начнет вытекать через уплотнители и сальники. А вот при охлаждении совсем наоборот давление в картере быстро падает и воздух начинает выходить сквозь все отверстия. Чтобы хоть как-то это предотвратить, необходимо выровнять давление на мотор. И делается это путем установки сапуна. со временем в нем накапливаются пыль и грязь, из-за чего он перестает нормально работать. Из-за чего с давлением начинаются проблемы и это приводит к утечке масла. Если сапун сильно загрязнен его необходимо заменить на новый. но перед установкой обязательно рекомендуется его очистить и очистить его место установки.

Подробнее о том, что такое сапун будет рассказано в этом видеоматериале:




Опубликовано: 02 ноября 2021

Сапун в коробке передач

Коробка передач должна преобразовывать крутящий момент в двигателе, а также изменять тяговое усилие. Часто случается, что коробка передач начинает плохо работать из-за того, что сапун коробки передач засорился. Чтобы избежать какой-либо поломки, следует чистить не только сапун в двигателе, но и все остальные, которые установлены в разных частях машины.

В коробке передач перепускной клапан находится на крышке картера коробки. Попадание песка или грязи приведет к заеданию колеса смонтированного на вторичном валу. В результате повышается изнашивание подшипников и синхронизаторов. Необходимо во время каждого технического осмотра, а то и чаще промывать сапун. В случае засорения клапана, будет повышаться давление в коробке передач, что приведет к протеканию масла через уплотнители.

Сапун двигателя

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата.

В чём его предназначение?

Чтобы понять, что такое сапун, рекомендуется узнать, для чего он нужен, поскольку это находится в прямой связи с его принципом функционирования.

  • Основная задача данного приспособления – снижение давления в двигательном картере.

Во время работы автомобиля в картере собирается множество газов, которые со временем создают высокое давление. Если их вовремя не стравливать, мотор может прекратить работу, поскольку большое давление будет способствовать подпиранию поршней, а газ при этом начнёт выходить через любое другое отверстие. Чтобы такого не случилось, устанавливается этот клапан.

  • Ещё одна значительная функция прибора – снижение температуры внутри двигателя и его вентиляция.

По работе этого агрегата можно делать выводы о проблемах в работе мотора.

Например, при залегших кольцах или поршневых повреждениях, из шланга будет виден характерный серый дым, который можно сравнить с выхлопом.

В нормальном же рабочем состоянии из агрегата виднеется слегка прозрачный, едва заметный дымок. Существуют ситуации, когда двигатель постоянно выбрасывает масло через сапун. Это частая причина не только засорения клапана, но и других технических неполадок.

Клапан-сапун – важный элемент, позволяющий сообщаться со внешней средой закрытой ёмкости. Он позволяет уравнивать давление внутри ДВС: если оно резко понизится, то через клапан внутрь попадёт свежий воздух, который и устранит разницу между внешним, атмосферным, и внутренним давлением, создаваемым в полости картера.

Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

  • непосредственно в двигателе;
  • внутри конструкции заднего и переднего моста;
  • в КПП.

Принцип работы

Вне зависимости от места установки функции сапуна остаются прежними.

Важное дополнение – устройство обычно снабжено специальным фильтром, который не пропускает внутрь мотора грязь, пыль и частички влаги.

Иными словами, клапан даёт возможность «дышать» конструктивным узлам авто, из которых не допускается вытекание рабочих жидкостей и в которые не должны попадать мелкие частицы извне.

Во время работы двигателя масло внутри картера имеет свойство нагреваться, что приводит к повышению температуры двигателя. Во время этого воздух в картере начинает расширяться и создаёт давление, которое необходимо сбрасывать. В противном случае масляная жидкость, находящаяся внутри, вылетает сквозь уплотнители, а также сальники и прокладки. Такой принцип характерен и для любых других узлов – мостов, коробки передач и раздатки.

При охлаждении, наоборот, давление в картере быстро падает, из-за чего воздух снаружи пытается прорваться внутрь сквозь любые доступные отверстия. Для того чтобы противодействовать таким явлениям и полностью безопасно выровнять давление на двигатель, устанавливается это приспособление.

Для чего нужна чистка клапана?

Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла.

Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены.

Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь. Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто.

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Полезное видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: