Техника безопасности при ремонте автомобиля

Техника без опасности: простые правила самостоятельного ремонта без травм

Казалось бы, в наш век официальных дилеров и автокредитов народ окончательно разучился ремонтировать свои автомобили самостоятельно. Но это если смотреть поверхностно, с колокольни водителя, который открывает капот только для того, чтобы долить омывайку. Гаражный ремонт перестал быть острой необходимостью и повинностью для всех без исключения, как это было 20-25 лет назад. Но желающих поковыряться под капотом больше, чем может показаться.

Купил второй комплект дисков – почему бы не поменять колеса самостоятельно, на даче да под музыку? Выяснил, что свечи и воздушный фильтр, оказывается, меняются элементарно, и задал себе вопрос: «Ну что я, не мужик?». А тут, знаете ли, и до самостоятельной замены масла и колодок недалеко, благо всё это несколько проще, чем кажется.

В общем, неравнодушные к железякам мужчины (и не только они!) частенько входят во вкус и начинают обслуживать «железных коней» своими руками уже не из соображения экономии, а, так сказать, по зову сердца. Большинство из них в ПТУ на автослесаря не училось, а о технике безопасности помнит что-то смутное из школьного курса ОБЖ. Именно для такой категории автомобилистов – наша статья.

Буква закона

В организациях (СТО, автотранспортных предприятиях) придерживаются целой системы стандартов безопасности труда, и её контролирует множество органов государственного контроля, причем далеко не только на бумаге. Перед тем как поступить на работу, все сотрудники проходят первый этап обучения технике безопасности на предприятии.

Как и в «гаражных условиях», так и на больших автосервисах основными причинами производственного травматизма являются неисправность оборудования и инструмента, нарушение технологического процесса, неправильное использование спецодежды, плохое освещение и в целом низкий уровень технической культуры.

Ключевое отличие «гаражников» от «фирмачей» – полное отсутствие контроля со стороны каких-либо органов. По сути, «домашний механик» предоставлен сам себе, в то время как ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора, а также на главного инженера.

Одежда и инструменты

Как показывает опыт, во время «домашнего» ремонта мало внимания уделяется рабочей форме. Нередко автомобиль ремонтируют не в «спецовке», а в какой-то старой обычной одежде, летом – в шортах и майке, а также шлепанцах на босу ногу. Но это неправильно! Одежда для ремонтника выполняет защитную функцию, поэтому всё должно быть закрыто: рукава застегнуты, на ногах ботинки, а на голове шапка или кепка.

Работая под машиной, вдобавок к головному убору стоит надеть защитные очки, которые предотвратят попадание в глаза пыли и песка. Нужно помнить, что вращающихся деталей нельзя касаться руками, а еще они могут зацепить и намотать на себя рукава или полы одежды. Немалую опасность представляют системы охлаждения двигателя и кондиционирования воздуха. С ними нужно работать при обесточенных цепях питания – например, отсоединив колодки проводов от вентиляторов. При работах в тесном моторном отсеке легко порезаться – например, об острые края панелей или пластины радиатора. Если работа «нетонкая», можно использовать кожаные защитные перчатки, а в остальных случаях лучше пользоваться текстильными. Многие механики вообще пренебрегают защитой рук, и зря – они не только травмируются, но и сильно загрязняются так, что не оттереть никакими моющими средствами.

Без хорошего инструмента в ремонтном деле не преуспеть, как бы ни была высока квалификация механика, «голыми руками» болты и гайки не открутишь. Особенно «закисшие», то есть прихваченные окислом ржавчины. Для работы нужно использовать инструмент правильного размера, не дополняя его нештатными трубами и другими удлинителями, которые могут соскочить и травмировать работающего. Совпадения отверстий следует проверять воротком или ломиком, а не пальцем.

Много неудач во время ремонта связано с неисправностью инструмента. Бывалые автомобилисты нередко долгие десятилетия пользуются одними и теми же ключами, съемниками и головками, которые давно износились и уже не обеспечивают надежного зацепления с крепежом. Поэтому при достаточно большом усилии, приложенном к «упрямой» гайке, такой ключ может просто провернуться, скруглив грани и усложнив без того проблемный процесс откручивания.

К похожему результату может привести и изношенная отвертка с чрезмерно тонким жалом – такой недолго и шлиц сорвать, и самому травмироваться. Перед началом работ нужно внимательно осмотреть весь инструмент: изношенные пассатижи, молоток с треснувшей ручкой и остальные недостатки также могут повлиять на исход выполняемых работ не лучшим образом.

Еще одна проблема современного инструмента – низкое качество. Сейчас сплошь и рядом продаются изделия крайне сомнительного качества, произведенные в кустарных условиях крупнейшей азиатской страны. Такой инструмент имеет одно достоинство – низкую цену, но способен рассыпаться прямо в руках в любой момент в прямом, не переносном смысле слова. Хорошо, если единственной потерей при этом будет только гаечный ключ…

Нередко травмы возникают и от того, что горе-механик пытается компенсировать отсутствие специального съемника или ключа каким-то эрзац-приспособлением из подручных материалов. К примеру, вместо качественных и надежных стяжек пружин подвески их нередко пытаются сжать и зафиксировать чем-то другим – струбциной, проволокой, полоской металла. Если в самый интересный момент пружина неожиданно «стрельнет», мало не покажется…

Требования к помещению

Безопасность механика во многом зависит от помещения, в котором он работает. Как правило, это обычный металлический или кирпичный гараж. Рабочее пространство нужно содержать в чистоте, а проходы к входной двери всегда должны быть свободными. При работе двигателя выделяется оксид углерода – ядовитый угарный газ без цвета и запаха. Поэтому любые регулировочные работы на работающем моторе нужно проводить только при открытых воротах гаража, но и такая мера не может полностью избавить от опасности отравления, поскольку в воздухе может образоваться опасная для жизни концентрация оксида углерода. Лучше всего обеспечить принудительный отвод отработавших газов за пределы гаража. Для этого можно использовать любой подходящий вариант – отрезок шланга, гофрированной трубы от пылесоса и т.д. Главное, чтобы такое «приспособление» обеспечивало герметичное соединение с системой выпуска.

Важно обеспечить хорошее освещение рабочего места, особенно если ремонт выполняется снизу автомобиля или в плохо просматриваемых местах моторного отсека. Хороший вариант – лампа, дающая сильный и яркий свет в точку ремонта. Напротив, боковое или контровое освещение может только мешать.

Немало «гаражных» ремонтов заканчивались печально – пожаром. Происходит это потому, что многие механики просто забывают об опасности и легковоспламеняемости многих горюче-смазочных материалов, а также красок, лаков и растворителей. При ремонтах топливной аппаратуры или замене моторного масла нужно тщательно следить за тем, чтобы жидкость не попала на раскаленные детали двигателя, например выпускной коллектор. Ведь достаточно небольшой искры, чтобы из нее быстро разгорелось пламя. Если во время ремонта бензин или масло разлились на землю, их нужно как можно быстрее собрать, а остатки засыпать песком.

К сожалению, у многих автомобилистов исправный (и не просроченный!) огнетушитель отсутствует даже в машине. Что уж говорить о гараже… А ведь полного выгорания многих гаражей-мастерских можно было бы избежать, если бы в них был предусмотрен огнетушитель или хотя бы ящик с сухим песком и тара с обычной водой. Впрочем, начинать борьбу с огненной стихией нужно с вызова пожарных.

Практические советы по частностям

Инструкции по ремонту предписывают отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети при большинстве работ с электрооборудованием. Но нужно помнить, что и сварочно-рихтовочные работы в непосредственной близости от жгутов проводов также нужно проводить, обесточив автомобиль.

Меняя топливный фильтр, необходимо учитывать, что топливо в системе впрыска находится под давлением. Поэтому отворачивать штуцеры следует осторожно, постепенно стравливая топливо в подставленную емкость. С такими же мерами предосторожности нужно откручивать сливную пробку поддона картера. Поскольку это предписывается выполнять на полностью прогретом двигателе, многие механики по неопытности получают ожоги рук от внезапной струи горячего масла.

Заменив тормозные колодки или выполнив любую другую операцию с этой системой, нужно перед началом движения несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы выбрать зазор между колодками и тормозным диском. Проверять тормоза следует только на пустом участке дороги – без другого транспорта и пешеходов!

При попадании масла или бензина на руки их нужно вытереть чистой тряпкой и вымыть с мылом. С осторожностью нужно относиться и к антифризу – в нем содержится этиленгликоль, который является ядом для человеческого организма. Если по ошибке была выпита любая техническая жидкость (охлаждающая, тормозная, стеклоомывающая), нужно вызвать рвоту и промыть желудок, а лучше всего – сразу обратиться к врачу.

Не меньшую опасность вызывает электролит (то есть кислота слабой концентрации) – если он попал на руки или в глаза, его нужно смыть большим количеством холодной воды, после чего промыть руки раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Вообще, при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо использовать защитные очки и резиновые перчатки. Если используется серная кислота, нужно помнить, что она легко «прожигает» одежду и может повредить кожу.

Заряжать аккумуляторную батарею можно только в нежилых помещениях и вдали от открытых источников огня, поскольку в процессе зарядки она выделяет взрывоопасный газ. После того как аккумулятор заряжен, нужно начинать с отключения зарядного устройства от сети, а только после этого можно отсоединять провода от клемм АКБ. При снятии клемм с АКБ (например для демонтажа батареи) следует отключить все мощные потребители электроэнергии, чтобы избежать возникновения сильной искры.

Опасно держать в гараже «отработку», то есть слитое из мотора старое масло – оно представляет немалую пожарную опасность. То же относится к промасленной ветоши, которая нередко лежит прямо среди инструмента. Даже небольшой спички достаточно, чтобы такая тряпка загорелась. Регулярно прибирайтесь в гараже – приятнее будет работать.

Упор лёжа

Много работ приходится выполнять на вывешенном автомобиле. Некоторые автомобилисты по неопытности не знают, что штатный домкрат предназначен лишь для замены колеса в дороге и надежной фиксации вывешенного для ремонта автомобиля он не обеспечивает. Лучше всего отдать предпочтение более надежному гидравлическому подкатному домкрату.

Читайте также  Какие двигатели самые надежные и долговечные

Машину нужно вывешивать на ровной горизонтальной площадке, предварительно включив стояночный тормоз и подложив под колеса упоры. Устанавливать домкрат можно лишь в места, предусмотренные заводом-изготовителем. Не стоит работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате. В продаже давно встречаются надежные металлические подставки с регулируемой высотой площадки, которые позволяют надежно зафиксировать вывешенный кузов. Кстати, если из-под капота демонтирован силовой агрегат, развесовка по осям меняется и при вывешивании машина может неожиданно упасть.

Техника безопасности на СТО

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

  • Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
  • Для сохранения здоровья глаз не стоит смотреть на дугу сварки без специальных очков или маски сварщика.
  • На месте проведения работ должен быть порядок. Не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения.
  • Запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса.
  • При необходимости использования платформы для подъёма, прежде всего, нужно убедиться в горизонтальном расположении поверхности и исправности подъемного механизма. Если масса транспортного средства больше, нежели максимально разрешенная масса, указанная в паспорте подъемника, то пользование им запрещено.
  • Загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность. При этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика.
  • Для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса.
  • Переходить смотровую яму можно только по специальным настилам.
  • Масляные загрязнения следует засыпать опилками, которые убираются после каждой рабочей смены.
  • Большую роль играет на СТО пожарная безопасность: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
  • В помещении должно быть хорошее освещение.
  • Все действия по ремонту и обслуживанию автомобиля нужно проводить с выключенным двигателем кроме тех операций, которые этого требуют.
  • Конец выхлопной трубы при работе с двигателем нужно подсоединить к вытяжке.
  • При разборке из колес нужно убрать избыточное давление.
  • При проведении заправки маслом и бензином при их пролитии нужно сразу же удалить пятна.
  • Почему окончания работ нужно убрать инструмент, отключить оборудование и станки от сети, а затем съехать с места стоянки, предварительно убедившись в отсутствии поблизости других сотрудников.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  1. Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  2. Поднять машину на нужную высоту.
  3. Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  4. Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
— электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах.
3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».
3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов.
3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе.
3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках.
3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух.
3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями.
3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки.
3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта.
3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками.
3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой.
3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений.
3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети.
3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.31. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

Читайте также  Электрический топливный насос низкого давления дизельного двигателя

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

sychev

Операции по обслуживанию автомобиля не представляют большой сложности и не слишком тяжелы физически, однако требуют известного внимания и сосредоточенности. Прежде чем приступить к работам по обслуживанию автомобиля, тщательно взвесьте, способны ли вы довести их до конца и при этом ничего не испортить, есть ли у вас необходимые инструменты и запасные части, а также располагаете ли вы достаточным временем для работы.

При работе желательно не отвлекаться на посторонние дела. Также мы не рекомендуем прислушиваться к советам посторонних людей, среди которых могут оказаться не только опытные мастера, но и просто любители поболтать.

Исключите пребывание детей поблизости от места работы. Это поможет уберечь их от травм и сохранить инструменты и детали, с которыми они захотят поиграть.

Применяйте только исправные и надежные инструменты. Следует исключить из своего арсенала рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным лезвием, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированными ручками и т.п.

Не пытайтесь применять инструменты не по назначению: шлицевой отверткой заворачивать винты с головкой под крестообразную отвертку, пассатижами отворачивать гайки, применять тяжелые инструменты в качестве молотка.

Бережно относитесь к инструменту при работе в дальней поездке или в полевых условиях: из-за потерянного или сломанного ключа или отвертки вы можете оказаться в трудной ситуации. То же самое касается снимаемых деталей автомобиля и их крепежа. Не теряйте их и не заменяйте крепежные детали (болты, гайки и др.) похожими — устанавливайте только специализированный крепеж.

IMG_7604

При замене деталей применяйте только оригинальные или специально предназначенные для автомобиля данной модели запасные части. Крепежные детали (болты и гайки) затягивайте всегда плотно. Если указано рекомендованное усилие затяжки, старайтесь соблюдать его. Не теряйте и обязательно устанавливайте шайбы под гайки и головки болтов или винтов, если таковые (шайбы) в данных местах применяются.

Работу по вывешиванию автомобиля с помощью домкрата следует проводить на ровной горизонтальной площадке. Задействуйте стояночный тормоз и установите под колеса противооткатные упоры. Устанавливайте под порог домкрат только в тех местах, которые определены заводом-изготовителем. Пользуйтесь только исправным домкратом. При замене штатного домкрата другой домкрат должен быть только аналогичной грузоподъемности.

DSC_7937

Внимание! Не работайте под автомобилем, если он вывешен только на домкрате. Для страховки обязательно используйте подставку заводского изготовления. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах. При необходимости вывесить два колеса одной оси автомобиля используйте две подставки.

Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, а также садиться в него. Развесовка по осям при этом меняется, и автомобиль может упасть. Не пускайте двигатель автомобиля, поднятого домкратом.

Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте очки (лучше специальные с боковыми щитками).

В гараже, оборудованном смотровой канавой, следует принять дополнительные меры предосторожности. Если смотровая канава не используется, закройте ее прочными деревянными или металлическими щитами.

При ремонте электрооборудования автомобиля отсоединяйте клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

05—DSC_3425

Внимание! При работе двигателя, особенно на пусковых режимах, выделяется оксид углерода (угарный газ) — ядовитый газ без цвета и запаха. Вдыхая его, можно получить опасное отравление.

При работе в гараже включать двигатель автомобиля можно только в том случае, если гараж хорошо проветривается (хотя опасная для жизни концентрация угарного газа может образоваться даже при открытых воротах гаража), а еще лучше — имеет принудительную вытяжку. При ее отсутствии можно пускать двигатель, только надев на выпускную трубу отрезок шланга, выведенный за пределы гаража. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.

Помните, что, работая в гараже, можно отравиться и парами бензина. Дверь гаража должна легко открываться как изнутри, так и снаружи, а проход к двери должен оставаться свободным. Под рукой обязательно должны находиться огнетушитель и аптечка.

При замене технических жидкостей используйте только те, которые специально рекомендованы для данной модели автомобиля. Если необходимо долить какую-либо из жидкостей, доливайте только точно такую же жидкость (или масло), какая в данный момент залита в устройство. Желательно не смешивать жидкости, даже с одинаковыми параметрами, произведенные разными фирмами.

Перед разъединением трубопроводов системы питания во время обслуживания и ремонта необходимо сбрасывать давление топлива в системе. Отработанные масла содержат канцерогенные соединения. При попадании масла на руки вытрите их тканью, а затем протрите специальным средством для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом.

Внимание! Запрещается мыть руки горячей водой, так как при этом вредные вещества легко проникают через кожу.

При попадании на руки бензина также вытрите их чистой тканью, а затем вымойте с мылом. В охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и — в меньшей степени — при попадании на кожу. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а в тяжелых случаях принять солевое слабительное и обратиться к врачу. Попавший на кожу антифриз нужно смыть большим количеством воды. То же самое надо сделать и при отравлении тормозной жидкостью. Электролит при попадании на кожу вызывает жжение, покраснение. Если электролит попал на руки или в глаза, вначале смойте его большим количеством холодной воды, затем вымойте руки раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна, — берегите одежду!

Читайте также  Какой предохранитель идет на прикуриватель ваз 2110

Внимание! Запрещается смывать электролит с кожи водой с мылом.

Отработанные материалы подлежат специальной утилизации. Бензин, масла, тормозная жидкость, резинотехнические изделия и пластмассы практически не разлагаются естественным путем и требуют промышленной переработки. Автомобильные аккумуляторы помимо свинца содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для организма человека соединения, долго сохраняющиеся в почве.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

Многие водители и автовладельцы, собираясь ремонтировать или обслуживать автомобиль, пренебрегают мерами безопасности потому, что слабо представляют последствия ошибок. Из статьи вы узнаете, почему соблюдение правил техники безопасности критически важно, что может произойти из-за ошибок и как избежать негативных последствий.

Почему важно соблюдать правила безопасности

Известны случаи, когда даже опытные водители, работая под автомобилем, установленным на домкрате, погибали, потому что домкрат по различным причинам опрокидывался и, машина падала на лежащего под ней человека.

Также известны случаи, когда ошибки во время работы с топливной системой приводили к пожару и ожогам третьей степени. Много случаев неправильной работы с системой охлаждения, в результате которой человек получал ожоги рук и лица второй степени. Такие ошибки допускают как неопытные автовладельцы, так и водители с 20 – 30 летним стажем. Причины ошибок у них различны – неопытные автовладельцы и водители, пройдя краткий курс обучения в автошколе, не знакомы с правилами безопасности. А опытные водители уверены: соблюдать эти правила не обязательно, потому что раз с ними за столько лет ничего не случилось, то и бояться нечего. Некоторым везет и, несмотря на все пренебрежение правилами, беды обходят их стороной. Но большинство платит за ошибки очень тяжелую цену.

Правила безопасности при работе с топливной системой

Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют три основных типа топливной системы –карбюраторная, инжекторная, дизельная, есть правила, которые применимы к любой из них

Общие правила безопасности

  • Разгерметизацию (вскрытие) любого элемента топливной системы проводите только при отключенном аккумуляторе.
  • Работая с топливной системой, держите под рукой огнетушитель и аптечку.
  • Работая с топливной системой, убедитесь, что в радиусе 30 – 40 метров есть люди, которые смогут вам помочь в случае возникновения нештатной ситуации.
  • Не курите и не употребляйте алкоголь во время любых работ с топливной системой автомобиля.
  • Прежде, чем вмешиваться в работу топливной системы, внимательно изучите принцип ее работы. Не пытайтесь вмешиваться в работу топливной системы, если не знаете, что делать и к чему это приведет.
  • Не допускайте разлива топлива. Если разлив топлива неизбежен, подставляйте емкость, чтобы собрать его. Даже если пролилось всего несколько капель горючего, сразу же уберите его чистой тряпкой.
  • Любые работы связанные с разгерметизацией инжекторной топливной системы (замена топливного фильтра, чистка инжектора и т.д.) проводите лишь после того, как давление в топливной рампе упадет до безопасных значений. Чтобы сбросить давление, заведите двигатель и отключите питание топливного насоса. После того как заглохнет мотор, отсоедините аккумулятор и приступайте к работе.
  • Перед началом разгерметизации любой дизельной топливной системы после ТНВД, сбросьте давление в топливной рампе. Если на вашем автомобиле установлен клапан сброса давления, воспользуйтесь им. Если же нет, выждите 3 часа после остановки двигателя. За это время давление топлива снизится до безопасного значения.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Большое количество операций ремонта и обслуживания связано с работами под автомобилем. Работники автосервисов в этом случае пользуются электрическими подъемниками, а обычным водителям и автолюбителям приходится довольствоваться ямой в гараже или 1 – 2 домкратами. Такие работы, как смазывание или замена карданного вала, замена топливной или тормозной магистрали, нередко приходится выполнять не только на яме, и используя домкраты. Статья (как самостоятельно построить и оборудовать смотровую яму в гараже) поможет вам оборудовать безопасное место для работ под автомобилем.

Правила безопасности при работе на яме

  • Перед заездом на смотровую яму убедитесь, что ее ширина соответствует вашему автомобилю. Ширина ямы не должна превышать минимальное расстояние между внутренней стороной колес. Желательно, чтобы яма была на 5 – 10 см уже.
  • Во время заезда на яму пользуйтесь услугами помощника, который скорректирует направление колес. Если помощника нет, установите за смотровой ямой два зеркала таким образом, чтобы могли видеть расположение задних колес относительно ямы.
  • Если заезжаете на закрытую щитом или досками яму, то сначала установите автомобиль на место проведения ремонта или обслуживания и только после этого снимите щит или доски.
  • Закатив автомобиль на яму, заглушите двигатель, включите нейтральную передачу и подложите под колеса противооткатные упоры.
  • Прежде чем спускаться в яму, убедитесь, что неподалеку есть люди, которые смогут помочь вам при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Рядом с ямой всегда должны быть наготове укомплектованная аптечка и огнетушитель.
  • На полу ямы должна быть деревянная решетка. Она не позволит поскользнуться на разлитом масле.
  • Для поддержки и снятия агрегатов используйте различные технические приспособления, не надейтесь на силу и крепость своих рук.
  • При работе в яме не употребляйте спиртное.
  • Будьте внимательны.

Видео — Правила техники безопасности и эксплуатации автомобилей с ГБО

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Вес даже небольших современных автомобилей превышает 1000 килограмм, поэтому падение такой массы на любую часть тела человека приведет к тяжелым травмам. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, почему автомобиль падает с домкрата и как этого избежать. Ведь домкрат, в отличие от смотровой ямы или подъемника используют в различных условиях, поэтому невозможно составить четкий список универсальных правил.

  • На домкрат одновременно воздействует несколько разнонаправленных факторов. Наиболее влиятельный фактор – сила тяжести. Если домкрат установлен на мягком грунте, то вес автомобиля будет вдавливать его в землю. Поэтому расстояние от поверхности земли до днища автомобиля будет сокращаться. Чтобы предотвратить это, необходимо подложить под домкрат кусок доски или фанеры толщиной не меньше 40 мм. Это позволит распределить вес по большей площади и снизить удельное давление.
  • Когда одна из сторон приподнимается выше остальных, появляется боковое усилие, которое воздействует на домкрат. А учитывая небольшую ширину основания домкрата, это усилие может привести к его опрокидыванию. Поэтому необходимо располагать домкрат таким образом, чтобы это усилие шло вдоль основания, а не поперек.
  • Еще один фактор, нередко приводящий к опрокидыванию домкрата – наклон земли, на которой стоит автомобиль. На наклоненный автомобиль под действием силы тяжести воздействуют два и более вектора: вертикальный (прижимающий автомобиль к земле), горизонтальный поперечный (стремящийся сдвинуть автомобиль вбок) и горизонтальный продольный (двигающий автомобиль вперед или назад). Использование домкрата ослабит вертикальный вектор воздействия, но может усилить горизонтальные. Поэтому не пользуйтесь домкратом, если угол наклона земли под автомобилем превышает 15 градусов.
  • Чтобы безопасно поднять одну или две стороны автомобиля, необходимы один или два домкрата и регулируемые подставки. Ширина основания подставки заметно больше чем у домкрата, поэтому и опрокинуть ее гораздо сложней. Используйте подставки для любых работ, при которых необходимо поднимать одну или несколько сторон автомобиля, это позволит избежать опрокидывания домкрата, повреждения машины и сохранит вас от травмирования.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: