Какой объем электролита в аккумуляторе

Сколько электролита должно находиться в аккумуляторе 55, 60, 75 А/ч и других

Ни одна комплектация даже самого современного автомобиля не обходится без аккумуляторной батареи. Внутреннее пространство корпуса состоит из электродов или банок, как их ещё иначе называют, выполненных из пластин. Для протекания электрохимических процессов, на которых и основан принцип действия аккумулятора, электроды помещены в жидкую среду, именуемую электролитом.

Его роль в батареях свинцово-кислотного типа выполняет раствор концентрированной серной кислоты, которая служит неизменным компонентом с момента запуска их в производство. Кроме того, в состав электролитного раствора входит ещё дистиллированная вода, выполняющая функции растворителя химического реагента.

Дистилляция подразумевает полнейшую очистку воды от любых даже мельчайших примесей и включений. Почему нельзя использовать обычную воду хозяйственно-бытового назначения? Как известно, всякая жидкость из водопроводного крана или природного водоёма имеет в своём составе различные соединения солей, металлов и других компонентов. Следовательно, при разбавлении такой водой кислоты они тут же начнут вступать с ней во взаимодействие. Кроме того, такой ненадёжный электролитический раствор способен мгновенно привести в негодность пластины, сведя срок службы автомобильного источника тока практически к нулю.

  1. Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
  2. Как узнать уровень электролита
  3. Низкий уровень электролита в аккумуляторе
  4. Сколько должно быть электролита в аккумуляторах разного объёма
  5. Как скорректировать объём электролита
  6. Сколько доливать электролита
  7. Чем доливать электролит
  8. Завершающий этап работы с АКБ
  9. Безопасность при работе с электролитом
  10. Выводы

Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее

Существует два типа источников энергии, широко применяемых сегодня для автомобильной промышленности:

  • Необслуживаемые устройства – заключены в герметичный корпус, полностью предотвращающий доступ из вне. Они, как правило, вырабатывают свой ресурс и подлежат замене. Восстановить их работоспособность самостоятельно нельзя. Единственное, что может делать владелец такой АКБ, – осуществлять её зарядку по мере необходимости.
  • Обслуживаемые – требуют постоянного внимания и контроля. Необходимо регулярно следить за уровнем электролитного раствора, а также за его плотностью и состоянием пластин.

Как узнать уровень электролита

Электролитическая жидкость по мере хранения и эксплуатации способна изменять свой объём. Как можно проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее? Существует несколько вариантов, каждый из которых может быть применён в конкретной ситуации:

  1. По специальным меткам, нанесённым на корпус. Некоторые источники энергии имеют на внешней поверхности корпуса в её верхней части две горизонтальные линии, параллельные друг другу. Нижняя обозначена «min» – показывает минимально возможный уровень электролитного раствора. Верхняя имеет надпись «max» – максимально допустимый предел жидкой среды.
  2. С помощью визуального осмотра. Он позволяет определить количество жидкого содержимого приблизительно. При отсутствии меток и других подручных средств достаточно просто открутить пробки на верхней крышке корпуса, установив при этом устройство на ровной горизонтальной поверхности. Заглянув внутрь, особенно при наличии хорошего освещения, можно понять по следующим критериям, достаточно раствора или нет:
    • пластины полностью скрыты жидкой средой, подтёки на внешней стороне корпуса отсутствуют – уровень в норме;
    • электроды видны (находятся вровень или выше поверхности жидкости) – требуется доливка.
  3. Путём выполнения несложных замеров. Уровень электролита в аккумуляторе можно проверить, используя:
    • Прибор ареометр. Он позволит узнать плотность жидкости в каждой банке, что даст возможность сделать вывод о её количестве. Опускаем его поочередно в каждое отверстие, набираем при помощи груши раствор и смотрим на показания. Если значение выше нормы, то уровень недостаточен.
    • Подручные средства: прозрачную трубочку от сока или такой же корпус шариковой ручки. В отверстие на месте открученной пробки опускаем трубку до тех пор, пока она не упрётся в верхний край банки. Конец, оставшийся на поверхности, зажимаем пальцем, таким образом перекрыв поступление в неё воздуха. Удерживая палец, вынимаем трубку и замеряем высоту столбика жидкости, оказавшейся внутри неё. При нормальном уровне электролита её величина должна находиться в диапазоне от 11 до 15 мм.

Низкий уровень электролита в аккумуляторе

Как определить, что в аккумуляторе низкий уровень электролита? Об этом весьма красноречиво свидетельствуют:

  • существенное повышение плотности;
  • появление пластин над поверхностью жидкой среды.

Причин этому может быть несколько:

  1. Испарение дистиллированной воды – это самый распространённый фактор уменьшения объёма в летнее время года. Как известно, слишком высокие температуры наружного воздуха провоцируют испарительные процессы. А при эксплуатации аккумуляторной батареи в этот период под капотом очень жарко.
  2. Выкипание жидкости вследствие неисправности температурного реле – регулятора.
  3. В результате разряда батареи на протекание электрохимических реакций расходуется часть кислоты.

Снижение уровня электролита ниже нормы в АКБ приводит к очень серьёзным последствиям:

  • во-первых, раствор повышенной концентрации способствует ускоренному разрушению материала пластин;
  • во-вторых, та часть поверхности электродов, что расположена выше границы жидкости, подвергается сульфатации.

В обоих случаях исход одинаков: быстрая утрата ёмкости и преждевременный выход из строя источника энергии. Значит, потребуется его замена. А где гарантия, что новая аккумуляторная батарея столь же быстро не утратит свою работоспособность?

Вариант один – научиться правильно эксплуатировать и обслуживать АКБ, а в первую очередь поддерживать в норме жидкую составляющую.

Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе? Норма – когда электролитный раствор на 1–1,5 сантиметра находится выше электродных пластин, полностью покрывая их при движении авто. Причём уровень электролита должен быть одинаков в каждой банке – это очень важно для надёжной работы батареи.

Сколько должно быть электролита в аккумуляторах разного объёма

Как известно, в зависимости от объёма двигателя подбирается источник питания. Будет ли одинаков объём электролита в аккумуляторе ёмкостью 60 А/ч и 35 А/ч? Конечно же, нет. Чем мощнее устройство, тем больше его габариты, а следовательно, большее внутреннее пространство корпуса АКБ нужно заполнить. Рассмотрим подробнее, сколько электролита и в каком аккумуляторе должно быть.

В самом популярном для легковых авто аккумуляторе ёмкостью 55 А/ч объём электролита составляет примерно 2,5 литра, что в общем-то совсем немного.

А вот на автобусах применяют батареи, ёмкостные характеристики которых в разы превосходят аналогичный параметр стандартных машин. Тогда сколько электролита требуется залить в аккумулятор, если его ёмкость равна 190 А/ч? Ориентировочно во столько же раз больше, во сколько раз отличаются их величины мощности.

На современных внедорожниках установлены источники энергии увеличенной мощности, ведь и двигатель у них большего объёма. Сколько вмещается электролита в аккумулятор ёмкостью 75 А/ч? Опять же, если взять за базовую величину самый востребованный, то, вычислив разницу в их ёмкости, несложно определить и нужный объём жидкости.

АКБ на 60 А/ч чаще встречаются в автомобилях иностранного производства. Сколько литров электролита должно быть в аккумуляторе ёмкостью 60 А/ч? Этот объём тоже невелик и в зависимости от его производителя находится в пределах от 2,7 до 3 литров.

Как-то привычно, что весь модельный ряд источников энергии кратен цифре пять. Но оказывается, есть модель, которая выбивается из установленной закономерности. Сколько нужно электролита, чтобы заполнить свободное пространство в аккумуляторе ёмкостью 62 А/ч, который используют на автомобилях ГАЗ? Это количество практически не отличается от 60-амперного устройства.

Теперь становится ясно, сколько электролита заливать в каждый аккумулятор – всё зависит от его параметров и габаритов.

Как скорректировать объём электролита

Уровень электролитной жидкости меняется в зависимости от условий и правил эксплуатации, температурного режима. Если её объём снизился, то его нужно нормализовать. Понять, что количество жидкости уменьшилось, можно, выполнив проверку уровня электролита в аккумуляторе.

Сколько доливать электролита

Количество жидкой среды в АКБ должно соответствовать норме. Нормальный уровень жидкости в батарее – это когда электроды полностью скрыты под её толщей и над ними ещё, как минимум, 10 мм. Другими словами, даже не зная, сколько электролита должно быть в аккумуляторе, можно просто залить его до уровня, соответствующего нормальному.

Например, мы знаем, сколько электролита должно находиться в аккумуляторе мощностью 55 А/ч. Это 2,5 литра. Такого объёма вполне достаточно, чтобы над пластинами его уровень составил не менее одного сантиметра, но и не более полутора.

Чем доливать электролит

Чем доливать электролит и какой уровень дистиллированной воды должен быть в аккумуляторе? Здесь всё будет зависеть от плотности оставшегося электролита. Если она высока, то доливаем до нормы дистиллированную воду. При низкой её величине добавки требует кислота.

Нельзя доливать электролитный раствор – АКБ легко вывести из строя. После добавления воды батарею необходимо зарядить.

Завершающий этап работы с АКБ

Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе проверен и доведён до нормы. Осталось привести саму батарею в рабочее состояние:

  1. Тщательно протираем и вкручиваем на место пробки.
  2. Убираем все подтёки и капли с корпуса, используя ветошь и исключая контакт кожных покровов с электролитом.
  3. При попадании раствора на другие поверхности и одежду – смываем водой.
  4. Внимательно следим за источником энергии, своевременно освобождая его поверхность от расплескавшейся при эксплуатации авто жидкости.

Безопасность при работе с электролитом

Электролит представляет собой раствор концентрированной серной кислоты, способный вызвать ожоги на теле или причинить серьёзную травму при попадании в глаза. Поэтому при работе с ним обязательно применять меры предосторожности:

  1. При выполнении любых манипуляций с жидкой средой аккумуляторной батареи надевать прочные резиновые перчатки, не имеющие дефектов, и очки.
  2. Осуществлять зарядку устройства, доливку, замеры уровня или замену электролитного состава только в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе – кислотные пары опасны для вдыхания.
  3. Всегда держать рядом ёмкость с чистой водой, чтобы иметь возможность быстро промыть место случайного попадания кислоты на кожу.

Выводы

Уровень электролита в аккумуляторе – одна из важнейших его характеристик, во многом определяющая надёжность работы и жизненный цикл.

Какой уровень жидкости должен быть в аккумуляторе, известно – на 1,0–1,5 см выше верхнего края электродов. За этим нужно строго следить и не допускать «оголения» пластин, тогда и проблем с запуском двигателя не будет.

Уровень электролита и его плотность в каждой банке должны быть абсолютно одинаковы – это необходимо для стабильности его работы и равномерного эксплуатационного износа.

Сколько электролита в аккумуляторе? Разберем объемы вариантов от 55 до 190 Ампер-часов

Прежде чем разговаривать об объеме электролита в аккумуляторе, настоятельно рекомендую статью, из чего состоит эта жидкость. Сегодняшняя информация будет полезна практически всем, особенно тем, кто восстанавливает батареи, скажем после замыкания банки, и не знает, сколько ее покупать, ведь старая была слита и уже реально не подойдет к использованию. Часто бывает — эта жидкость просто испаряется, вообще под ноль, конечно в автомобильных аккумуляторах я такое видел редко, однако например, в установках бесперебойного питания серверов — компьютеров, может происходить достаточно часто …

Читайте также  Рено каптур где вин номер

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Раньше, во времена СССР, электролит продавался отдельно. ТО есть были так называемые «сухие» батареи, в которые вы сами должны были налить эту жидкость и правильно ее зарядить. Однако сейчас технологии и производство идут вперед, на заводах полностью залиты и заряжены, дальше пускают в массовое потребление. Сейчас аккумуляторы герметичные и неразборные!

В каких объемах продается электролит?

Сейчас не такая большая проблема купить эту жидкость, нужно просто сесть и поехать в специализированный магазин, где продаются аккумуляторы, в обычных запчастях навряд-ли будет.

В основном продается только в двух тарах, это – 1 литр (бутылка) и 5 литров (канистра). Если вы ремонтировали, скажем — устраняли замыкание, вам нужно залить только в одну банку, тогда вам будет достаточно 1 литра, что говориться «за глаза». Стоимость колеблется от 50 рублей за литровую бутылку и до 200 — за пять литров.

А вот если же вам по каким-либо причинам нужно сменить весь объем, то тут все зависит от размеров вашего аккумулятора и его мощности.

Зависимость объема и силы тока

Понятно, что объем у 45Ам/ч, будет намного меньше, чем у 190 Ам/ч варианта. Если копнуть физику, для мощной батареи нужно больше свинца (который разместиться в более громоздком корпусе), вот почему размеры 190 варианта будут практически в 4 – 5 раз больше, чем скажем у той же 45 – ки. А где больше этого металла, там нужно больше и электролита, чтобы эффективно накапливать напряжение.

Однако если подумать над вопросом — сколько нужно купить, чтобы угадать для всех вариантов (взять как бы с запасом), ответ напрашивается один. Ведь максимальная канистра, что продается всего в пять литров, соответственно подойдет практически для всех моделей. Чтобы не быть голословным я хочу разобрать самые ходовые «Амперажи».

Сразу оговорюсь, бывают небольшие различия в зависимости от производителей, однако они колеблются в незначительные граммы.

55 Ампер – час

Вес таких моделей, примерно 15 килограмм (подробнее о весе эта статья). Объем электролита, этого аккумулятора, под полную заправку равен 2,5 литрам, плюс минус 100 грамм. Еще раз повторюсь, это если мы берем полностью сухой корпус и заливаем нужный литраж.

60 Ампер – час

Здесь общий вес увеличивается на 2 килограмма, чистого свинца на 400 грамм, плюс в соединениях около 1300 грамм. Остальное заливаем электролит, тут его примерно 2,7 – 3,0 литра.

75 Ампер – час

Здесь масса увеличивается еще на 4 кг, в основном это свинец и соединения, однако электролита – 3,7 – 4,0 литра.

90 Ампер – час

Жидкости в нем около 4,4 – 4,8 литров.

190 Ампер-час

Это самый мощный и большой аккумулятор, устанавливается на грузовики и часто на спецтехнику. Здесь литраж может превышать и 10 литров. Зачастую именно две канистры по 5 л. каждая, уходят до полной заправки.

Какой должен быть уровень?

Если говорить про «правильную» наполненность банок, то не стоит лить под завязку! Это не правильно, при заряде электролит может расшириться, и если будут залит доверху, то он просто выльется что нехорошо! Обычно внутри есть определенные метки, или «язычки», по которым и нужно ориентироваться. Они должны быть чуть скрыты. Смотрим подробное видео.

Если испарился что делать?

Многие ошибочно полагают, что если уровень электролита снизился (по причине испарения), то нужно купить еще немного и добавить до уровня. Ребята это не совсем правильно.

Эта жидкость состоит из кислоты и воды, именно вода испаряется и поэтому уровень падает, но серная кислота остается она как бы увеличивается в концентрации. Для того чтобы вернуть нужный уровень, вам нужно добавить всего лишь дистиллированной воды, но ни в коем случае — не электролита! Если вы его добавите, то вы увеличите концентрацию кислоты, что может привести к выходу из строя вашей батареи.

Ухаживайте за ней правильно, и она прослужит вам очень долго. НА этом заканчиваю ваш АВТОБЛОГГЕР.

(32 голосов, средний: 4,16 из 5)

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе

Принцип работы автомобильного аккумулятора не отличается от других типов автономных источников питания. Составная часть, обеспечивающая химическую реакцию – электролит, благодаря которому происходит зарядка-разрядка аккумуляторной батареи. Для поддержания работоспособности автомобиля, водитель должен контролировать уровень и плотность технологической жидкости, что позволит продлить срок службы АКБ, сохранить ёмкость в амперах, обеспечить уверенный пуск двигателя при отрицательных температурах.

Важно контролировать уровень и плотность электролита в АКБ, чтобы продлить срок его службы.

  1. Важность уровня электролита в аккумуляторе
  2. Сколько должно быть электролита в АКБ
  3. Почему количество электролита изменяется
  4. Порядок проверки
  5. Уровня электролита
  6. Плотности электролита
  7. Что делать, если уровень не соответствует норме
  8. Выше нормы
  9. Ниже нормы

Важность уровня электролита в аккумуляторе

Электролит – технологический раствор, являющийся проводником между свинцовыми пластинами. В состав входит: 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Если нарушить пропорции, изменится плотность, что может стать причиной:

  • потери ёмкости аккумуляторной батареи;
  • сульфатации пластин, как результат их разрушения, поломки аккумулятора;
  • снижения общего эксплуатационного срока;
  • при снижении – замерзания электролита, что приводит к механической деформации корпуса, поломке;
  • увеличение уровня саморазряда АКБ.

Электролит обеспечивает нормальную химическую реакцию в банках. Без него автоаккумулятор не будет функционировать. Чтобы понять, для чего нужен электролит, нужно узнать принцип работы АКБ. В каждой из банок расположены пластины разной полярности (анод и катод). К ним подведены токоовыводящие решётки, куда, в зависимости от полярности, нанесён диоксид свинца или свинцовый порошок.

Для обеспечения перетекания энергии, что случается при разряде или заряде аккумулятора, и используется электролит.

Сколько должно быть электролита в АКБ

Для нормальной работы аккумулятора, следует поддерживать два параметра:

  • уровень электролита в аккумуляторе;
  • его плотность.

Чтобы правильно проверить параметры в домашних условиях, не нужны специальные, знания, дорогостоящий инструмент.

Почему количество электролита изменяется

Конструкция корпуса аккумулятора предельно герметична. Но через крышки, закрывающие банки несущественно испаряется электролит. Если крышка не докручена, процесс происходит активней, соответственно в банке будет низкий уровень, потребуется добавлять жидкость. Электролит частично состоит из дистиллированной воды, под воздействие температуры плотность жидкости меняется.

Электролит может испаряться через неплотно закрученные крышки.

Это также может привести к тому, что электролит будет над пластинами, либо, наоборот, не полностью покрывать катоды и аноды.

Порядок проверки

Чтобы определить, какое количество электролита доливать, нужно ли вообще обслуживать аккумулятор, достаточно замерить два параметра.

Уровня электролита

На некоторых моделях аккумуляторных батарей на корпусе нанесён уровень с насечками «минимум» и «максимум». По ним автолюбитель может измерить объём жидкости, её соответствие нормативам. Уровень в одной банке должен находиться в пределах указанных границ. На практике выполнять проверку таким способом не всегда удобно. Корпус АКБ непрозрачен, соотносить текущий объём с нормальным приходится на глаз.

Чтобы померить, какой уровень электролита в аккумуляторе должен быть, следует использовать следующий метод:

Взять прозрачную трубку с незапаянными концами, например, корпус от шариковой ручки или трубочку от пакета с соком.

Проверка уровня электролита.

  1. Открыть крышку, закрывающую банку аккумулятора.
  2. Опустить трубку, вплоть до касания со свинцовыми пластинами.
  3. Зажать второй конец пальцем.
  4. Вытянуть трубочку.
  5. Длину жидкости, оставшуюся в трубке, следует замерить рулеткой или линейкой.

В необслуживаемых аккумуляторных батареях провести замер при помощи трубки не получится, доступ к банкам ограничен. В таких АКБ предусмотрен специальный индикатор, показывающий, когда нужно наливать электролит.

Плотности электролита

Плотность электролита – показатель, влияющий на работу аккумулятора. Контролируя плотность ареометром, можно определить:

  • что заливать при малом количестве технологической жидкости в банках;
  • замерзнет ли электролит при текущей температуре окружающей среды. При сверхнизкой плотности, например 1,07 грамм/м3, аккумулятор замерзнет при температуре -5 градусов. Наоборот, плотность на уровне 1,30 г/м3 позволит без проблем эксплуатировать АКБ при -60 градусах;
  • концентрацию серной кислоты. Чем выше показатель, тем больше негативное воздействие на пластины, соответственно, аккумулятор прослужит меньше.

Правильная эксплуатация аккумулятора требует регулярной проверки плотности электролита. При невысокой стоимости ареометра в пределах 150-200 рублей, сделать это вполне реально. Тестирование осуществляется при полностью заряженном аккумуляторе. Показания должны быть в диапазоне 1,27-1,29 г/м3. Остальные значения – отклонение от нормы, требующее действий.

Значения плотности электролита при разной температуре.

Алгоритм проверки плотности электролита:

  1. Отдельно тестируется каждая банка.
  2. Ареометр погружается в электролит.
  3. При помощи груши, расположенной на приборе, осуществляется отбор технологической жидкости.
  4. На градуированной шкале появляется значение плотности.
  5. После проверки всех банок определяется среднее значение.

Что делать, если уровень не соответствует норме

Если уровень на мм выше, ниже допустимых значений, это может привести к неправильной работе аккумулятора, падению ёмкости, сокращению срока эксплуатации. В зависимости от установленных значений, потребуется выполнить определённый порядок действий.

Выше нормы

Если уровень электролита при замерах оказался выше уровня, установленного производителем, требуется откачать жидкость, используя резиновую грушу или клизму. Для процедуры рекомендуется заранее подготовить ёмкость на 0,2-0,5 литра, куда будут сливаться излишки. По завершении необходимо проверить плотность электролита. Изменение объёма может повлиять на плотность, которую потребуется выровнять.

Ниже нормы

Если уровень ниже нормы, появляется реальная опасность для аккумулятора. Вода испаряется, в результате растёт плотность серной кислот. Создавшаяся кислотная среда постепенно разрушает пластины, выводя АКБ из строя. О начале процесса распада свидетельствует радикальное изменение цвета электролита.

Низкий уровень запускает процесс сульфататции, негативное влияние на пластины усиливается при зарядке под воздействием высоких температур. Также падает и ёмкость в ампер-часах, в результате автомобиль может не завестись. Отсутствие нормального уровня электролита в аккумуляторе способно разрушить пластины за 3-5 месяцев. Именно поэтому важно проводить регулярный контроль.

Чтобы понять, какую жидкость доливать для поднятия уровня электролита в АКБ, следует предварительно замерить плотность. Если она повышена – добавляется дистиллированная вода (в процессе первой зарядки она разбавится серной кислотой, нормализовав показатели среды). Если плотность понижена, заливается корректирующий (чистый) электролит, повышающий кислотность тех. жидкости.

Проблема изменения уровня, плотности электролита решается в домашних условиях. Процесс не требует специальных знаний, для контроля значений достаточно иметь ареометр, грушу, пластиковую трубку. Перед началом работы важно провести текущие замеры плотности, уровня, это поможет создать оптимальные условия работы, продлевающие срок службы аккумулятора.

Читайте также  Лада ларгус замена масла в кпп

Нормы содержания электролита в аккумуляторах разных видов

Аккумуляторные батареи отличаются емкостными характеристиками: 55ah, 60ah, 70ah, 44ah и технологией производства. Индикация ампер-часов (Ah) измеряет емкость аккумулятора – количество тока, которое принято при постоянной температуре 27° C в течение 20 часов до напряжения 1,75 вольт на ячейку батареи. Какие технологии используют в АКБ, содержимое батарей – об этом узнаете ниже.

Характеристики аккумуляторной батареи зависят от материала пластины

Кальций (CA + / Ca-). Преимущества:

  • низкое потребление воды,
  • безопасность при авариях,
  • низкий уровень саморазряда.

Кальциевые батареи рекомендуют, если батарея установлена ​​в моторном отсеке и поэтому подвержена воздействию высоких температур или установлена ​​в труднодоступном месте. В новых автомобилях производители теперь используют 90% этого типа батареи.

Гибрид (сурьма + / CA-). Высокое потребление воды по сравнению с чистыми батареями кальция. Время от времени дистиллированную воду пополняют. Таким образом, этот тип аккумулятора распознают по наличию пробки для долива воды. Для дорогих брендовых АКБ потребление воды практически сводится к 0.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Пластины сурьма (сурьма + / сурьма) Редко используется как стартерная батарея. Высокая прочность цикла, но ограниченный ток холодного пуска. Необходимо частое наполнение водой.

АКБ обслуживаемого типа

Из перечисленных выше, рассмотрим АКБ обслуживаемого типа – (сурьма + / Cа- ) и (сурьма + / сурьма – ) свинцово-кислотные батареи, где за счет химической реакции серной кислоты, воды, свинца на электродах батареи образуются электрические заряды. При этом часть химических веществ теряют массу. В большей степени это касается воды.

Снижение уровня электролита в банках аккумулятора происходит за счет уменьшения объема воды. Концентрация серной кислоты при этом не снижается, а может увеличится. Вот почему при отсутствии утечек электролита в банки аккумулятора добавляют дистиллированную воду, чтобы закрыть верхний край пластин на 3-5 мм или до контрольной отметки.

Значение заряда АКБ и плотности электролита

Поскольку уровень заряда батареи будет зависеть от количественного состава химических элементов, участвующих в электролизе, логично предположить, что размеры пластин, вместимость банок – будут отличаться. Если сравнить 45Ah и 75Ah аккумуляторы, то геометрические размеры и вес последнего будут больше.

Свинцово-кислотные обслуживаемые батареи лучше хранятся в сухом виде, не заправленные электролитом. Так будет происходить окисление пластин, но это гораздо меньше, чем потеря массы пластин во время химической реакции. Электролит, если готовить самостоятельно, смешивают в рекомендованных пропорциях.

О заправке АКБ электролитом

Аккумуляторные заводы дают инструкцию по заправке АКБ. В автомагазинах продают уже готовые электролиты и дистиллированную воду. Воспользуйтесь таблицей для получения 1л электролита.

Требуемая плотность электролита, г/см 3 приведенная к температуре 25°С Исходное количество воды, л Требуемое количество кислоты в л плотностью 1,4г/см 3 при температуре 25°С
1,22 0,490 0,522
1,23 0,463 0,549
1,24 0,436 0,576
1,25 0,410 0,601
1,26 0,383 0,628
1,27 0,357 0,652
!,28 0,330 0,680
1,29 0,302 0,705

Узнать плотность электролита в АКБ можно ареометром. Как пользоваться указано в прилагаемой инструкции. В зависимости от температуры делается поправка. Если, например, +15°С, то поправка 0, затем на каждые 15 градусов вверх или вниз делается поправка на 0,01г/см3, например, при – 15°С поправку делают – 0,02г/см3.

Раствор электролита готовят из расчета объема, указанного в паспорте. В АКБ 50Ah, 75Ah, 90Ah, 190Ah объем электролита примерно составит 2,5л, 4л, 5л, 10л. Зависит от производителя.

В действительности, уход за обслуживаемыми АКБ, заключается в проверке плотности электролита и заряженности батареи. Надо хотя бы раз в год, в особенности при подготовке к зиме, проверять уровень и плотность электролита, а если АКБ со стажем, то и чаще.

Внимание! Во время работы с электролитом соблюдайте меры предосторожности: работайте в очках и перчатках в проветриваемом помещении. Добавляйте кислоту в воду, а не наоборот. При попадании раствора на кожу, обильно промойте участок проточной водой с добавлением пищевой соды. Используйте посуду стойкую к кислоте: стекло, керамика, эбонит, пластик.

Если обнаружили, что уровень электролита упал ниже контрольной отметки, проделайте следующее:

  1. Снимите аккумулятор и занесите в теплое проветриваемое помещение.
  2. Добавьте дистиллированную воду до отметки уровня: на 3-5 мм сверху пластин.
  3. Зарядным устройством зарядите аккумулятор.
  4. Если после этого плотность ниже нормы, например, 1,19 – 1,21г/см3, то добавьте электролит, который продается уже в готовом виде плотностью 1,34 – 1,40г/см3. Для этого откачайте грушей электролит из банки и влейте туда свежий.
    Внимание! Ни в коем случае не переворачивайте АКБ вверх дном, возможно замыкание пластин отслоившимися кусочками свинца со дна аккумуляторной банки.
  5. Проделайте эту операцию с другими банками, доведя плотность до нормальной. Для умеренного климата 1,25 – 1,27г/см3. Для суровых условий плотность 1,29г/см3.
  6. Опять зарядите аккумулятор 10% — током Ah аккумулятора, например, если это 60Ah, то ток зарядки сделайте 6А.

Следите за зарядкой, не допускайте разрядов, поддерживайте уровень электролита в банках АКБ. Не допускайте саморазряда аккумулятора, который возможен при неисправностях электропроводки, не плотных контактах, утечках заряда по грязному корпусу аккумулятора. Продлите жизнь АКБ выше гарантийного срока.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе автомобиля

Основным веществом, являющимся инициализатором и субъектом электрохимических реакций, происходящих в аккумуляторной батарее автомобиля, является электролит. Это водный раствор серной кислоты, способный осуществлять накопление электрического заряда при зарядке и отдачу его потребителям при подключении внешней нагрузки.

Чтобы АКБ прослужила не менее заявленного производителем срока, за ней нужно ухаживать – регулярно проверять уровень электролита и при необходимости осуществлять его доливку.

  1. Что такое электролит
  2. Функции электролита в аккумуляторе
  3. Какой уровень электролита нужен в автомобильном аккумуляторе
  4. Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
  5. Почему важно контролировать уровень электролита
  6. Что делать при недостаточном или чрезмерном уровне электролита

Что такое электролит

Раствор, состоящий из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты, представляет собой жидкость, которая не только является проводником тока, но и способна вступать в реакцию с пластинами аккумулятора с выделением электроэнергии или с её накоплением и преобразованием в потенциальную химическую энергию.

Поскольку в результате связывания или высвобождения кислотного остатка концентрация соляной кислоты в электролите изменяется, это становится причиной нестабильности плотности жидкости. Длительное снижение доли кислоты или дистиллированной воды, а также общего объёма электролита обладает целым рядом негативных последствий:

  • постепенной и необратимой потерей ёмкости батареи;
  • сульфатацией пластин, уменьшающих срок эксплуатации устройства;
  • изменение температуры замерзания воды в электролите (особенно актуально для северных регионов);
  • увеличение тока саморазряда АКБ.

Функции электролита в аккумуляторе

Чтобы понять, за что отвечает электролит в аккумуляторной батарее, необходимы хотя бы минимальные знания того, как функционирует АКБ. Итак, схематически батарею можно представить в виде корпуса, в котором попарно установлены 12 пластин, положительных и отрицательных, разделённых на 6 секций. В каждой секции – одна положительная пластина, или анод, и отрицательная – катод.

К этим электродам подсоединены токоотводящие решётки. На аноде – с нанесённым на решётку диоксидом свинца, на катоде – с чистым свинцом в виде порошка.

Сам аккумулятор может пребывать в трёх режимах:

  • нейтральном, когда он находится не под нагрузкой и на него не поступает ток с генератора;
  • в режиме разряда, когда необходимо подать электричество на стартер для пуска двигателя;
  • в режиме зарядки – при работающем генераторе, если АКБ ещё не зарядился полностью.

При разряде батареи на аноде диоксид свинца вступает в реакцию с электролитом, образуя сернокислый свинец и воду, на аноде чистый свинец связывается с сернокислым остатком, образуя тот же сернокислый свинец.

Обе реакции сопровождаются выделением ионов, которые и формируют электрический ток, поступающий на положительный вывод аккумулятора.

При зарядке батареи происходят обратные реакции с образованием серной кислоты. В результате чего плотность жидкости возрастает, а вместе с ней – его потенциальная химическая энергия.

Таким образом, без электролита эти процессы не происходили бы.

Какой уровень электролита нужен в автомобильном аккумуляторе

Прежде чем переходить к обсуждению вопроса о необходимом уровне электролита в автомобильном аккумуляторе, отметим, что эта жидкость практически целиком характеризуется двумя важными показателями:

  • плотностью или соотношением кислоты к дистиллированной воде;
  • уровнем электролита.

От плотности зависят токогенерирующие свойства аккумулятора, уровень электролита важен в том плане, что его избыток или недостаток ускоряют разрушение пластин. Чтобы не допустить проявления таких процессов, необходимо регулярно проверять уровень электролитической жидкости в АКБ, а также её плотности. Это достаточно простые процедуры, не требующие наличия специальных знаний и использования дорогостоящих инструментов или приспособлений.

Достаточно знать, как зависит объём водного раствора серной кислоты от такого параметра, как ёмкость аккумулятора.

Отметим, что ёмкость батареи указывается на её маркировке, и хотя для каждой конкретной модели производитель рекомендует использование АКБ определённой ёмкости, никто не запрещает ставить на машину более ёмкую батарею – если позволит посадочное место. А вот обратное утверждение несправедливо: если для вашего авто подходит 60-амперная батарея, то о приобретении более дешёвой 55-амперной вы очень скоро пожалеете: её производительности будет не хватать для пуска мощного двигателя.

В настоящее время на рынке представлены батареи в диапазоне мощностей от 55 до 190 А*час, при этом для легковых ТС наиболее употребительными считаются батареи 55-75 А*час.

Сколько электролита нужно для аккумулятора на 55 А*час (это один из наиболее распространённых типов АКБ, используемых в машинах начального и среднего уровней)? Если говорить о готовом электролите, то 2,5 литра.

Сколько литров электролита нужно для 60-ампернорго аккумулятора, зависит от его конструкции, в большинстве случаев – от 2,7 до 3 литров. В 75-амперные батареи заливается 3,8-4,0 литров электролита, в 90-амперные – от 4,5 до 4,8 литров электролитической жидкости. Самые мощные 190-амперные батареи, используемые на тяжёлых грузовиках и специальной технике, требуют заливки 10 и более литров жидкости.

Читайте также  Логан 1.6 объем масла в двигателе

Но норма электролита и его уровень в аккумуляторе автомобиля – это несколько разные понятия. Зная норму, вы сможете залить необходимое количество раствора серной кислоты в новый сухозаряженный аккумулятор, но для большинства моделей периодически будет требоваться доливка электролита.

А для этого необходимо научиться определять его уровень.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

В ряде случаев эта задача существенно упрощается: некоторые модели имеют на корпусе отметки Min/Max, которые позволяют легко определить, требуется ли доливка или удаление лишней жидкости.

Но если корпус батареи выполнен из непрозрачного пластика, такие отметки окажутся бесполезными. Вы просто не сможете сопоставить реальный уровень жидкости с этими отметками, заглядывая внутрь АКБ через заливные отверстия.

Но выход есть – использование любой стеклянной трубки вне зависимости от диаметра, лишь бы оба конца были не запаянными. Вместо стекла можно использовать любой другой прозрачный материал, хотя бы тот же пластик. Например, подойдёт пустой стержень от шариковой ручки или коктейльная трубочка.

Опишем процедуру, как определить уровень электролита в автоаккумуляторе посредством такого нехитрого инструмента:

  • откручиваем и снимаем пробки заливных отверстий;
  • опускаем по очереди нашу трубку в каждую банку, пока она не коснётся верхнего края пластины;
  • в этот момент зажимаем пальцем верхнее отверстие и вынимаем наш импровизированный измерительный прибор;
  • та жидкость, которая останется в трубке, показывает расстояние от уровня электролита до пластин, в норме оно должно составлять 10-12 мм.

Наши дальнейшие действия зависят от полученных результатов. Если электролита недостаточно, его нужно долить (или готовым электролитом, или дистиллированной водой, но об этом чуть позже). Если же уровень превышает 1,2 см., лишнюю жидкость необходимо откачать.

Если у вас необслуживаемая АКБ, доступ к банкам вышеизложенным способом получить невозможно, то есть проверить уровень жидкости обычным способом не получится. Но большинство таких моделей оснащено либо индикатором уровня электролита, либо метками на корпусе.

Почему важно контролировать уровень электролита

Выход за пределы нормального уровня вреден в любом случае. Если электролита в батарее больше нормы, это создаст оптимальные условия для кипения жидкости при перезаряде с возможностью её выливания наружу.

Но более опасной является ситуация, когда в результате этого процесса вверху батареи буду скапливаться газы, которые, пребывая под высоким давлением, могут спровоцировать взрыв АКБ.

Когда электролита в аккумуляторе мало, последствия тоже будут не самыми благоприятными:

  • повышается риск оголения пластин, например, при стоянке автомобиля на наклонной плоскости. А это приводит к их ускоренной сульфатации и разрушению;
  • при низком уровне происходит падение номинальной ёмкости батареи с соответствующим сокращением срока эксплуатации.

Что делать при недостаточном или чрезмерном уровне электролита

При превышении уровня электролит откачивают резиновой грушей с достаточно длинным носиком. Работать нужно аккуратно, не забывая, что вы имеете дело с раствором серной кислоты. После каждой такой операции выполняется новое измерение уровня, и в случае необходимости процедура повторяется.

Если электролита меньше нормы, следующий шаг – определение его плотности. От этого зависит, что доливать в батарею, готовый раствор или дистиллированную воду.

Перед замером плотности АКБ следует полностью зарядить. Нормальный показатель – 1,27-1,29 г/см 3 .

Если плотность оказалась повышенной, от 1,3 г/см 3 и выше, то нужно разбавить жидкость дистиллированной водой, ибо таким способом вы уменьшите долю более плотной кислоты и уменьшите показатель плотности. После доливки снова измеряем плотность, и если нужно, доливаем ещё дистиллянта, следя и за уровнем электролита (при превышении – откачиваем грушей).

А что делать, если плотность оказалась ниже нормы? Можно ли доливать электролит в аккумулятор? Или поднимать плотность можно с помощью серной кислоты? Второй вариант категорически не рекомендуется, поскольку при попадании в электролит кислота бурно реагирует с водой, и этот процесс может сопровождаться брызгами.

Так что остаётся либо доливка готовой жидкости, либо полная его замена. Первый вариант подходит, когда плотность находится в пределах 1,20-1,27 г/см 3 , при меньших значениях более правильным будет слив старого электролита и замена его свежей и чистой жидкостью.

Как правильно доливать электролит в аккумулятор:

  • откачиваем из каждой банки с помощью груши некоторое количество старой жидкости и заливаем половину свежего, приобретённого в автомагазине;
  • легонько встряхиваем АКБ и снова измеряем плотность;
  • если она всё ещё меньше нормы, повторяем предыдущие шаги.

Уровень электролита в аккумуляторе

Электролит — это смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Он является не отъемлющей составляющей любого аккумулятора. Очень важно следить за его состоянием и уровнем и при необходимости доливать или менять. В противном случае АКБ может выйти из строя.

Для чего нужен электролит в аккумуляторе

В свинцово-кислотных батареях происходят электрохимические процессы, благодаря которым получается электричество. Эти процессы возможны только при непосредственном участии электролита.

В АКБ имеются отрицательно и положительно заряженные пластины. В их состав входят свинцовые токоотводящие элементы. Они могут иметь различные добавки, от которых зависит тип аккумулятора.

В зависимости от плотности электролита зависит степень заряженности аккумулятора. Если она будет повышенная, то АКБ будет перезаряжена, а агрессивная среда вообще может нанести вред батареи. Когда она понижена, то батарея будет разряжена. Плотность концентрированной кислоты для аккумуляторной батареи составляет 1,835. Для того чтобы привести к нормальному показателю необходимо использовать дистиллированную воду.

Диапазон показателей нормально заряженного аккумулятора находится в пределах 1,23 – 1,25 гр/см3. При старте двигателя, включении аудио и световых элементов происходит разрядка АКБ. Происходит это из-за протекания электрохимической реакции. Вещество теряет серную кислоту, в результате чего происходит падение плотности и разрядка батареи.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Владелец автомобиля должен постоянно следить за уровнем электролита. Если он понизится, то необходимо будет долить дистиллированную воду. В зависимости от емкости батареи будет зависеть объем смеси:

  • 55 Ач – 2,5 л;
  • 60 Ач – 2,7-3 л;
  • 62 Ач – около 3 л;
  • 65 Ач – около 3,5 л;
  • 75 Ач – 3,7-4 л;
  • 90 Ач – 4,4-4,8 л;
  • 190 Ач – около 10 л.

В зависимости от производителя, технологии и модели эти цифры могут разниться, поэтому они условные. Главное запомнить, что электролит должен полностью покрывать пластины на 10-15 мм и они ни в коем случае не должны выступать.

Датчик на крышке аккумулятора

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

У большинства АКБ на банках есть шкала со значением MIN и MAX именно в этом диапазоне должен находиться электролит. Встречаются модели с пластиковыми язычками под пробками опускающиеся внутрь банок, они должны погружаться в жидкость на 5 мм.

Современные аккумуляторы оснащены специальным датчиком на корпусе, который говорит о низком уровне электролита и о степени разряженности батареи.

Если по какой-то причине никаких обозначений нет, то можно прибегнуть к следующему способу:

  1. Взять не большую чистую трубочку;
  2. Протираем начисто и насухо корпус аккумулятора;
  3. Откручиваем крышки со всех банок;
  4. Под прямым углом опускаем трубочку в банку и касаемся ее пластин;
  5. Плотно зажимаем пальцем верхнее отверстие трубочки;
  6. Аккуратно вытаскиваем и замеряем высоту жидкости (должно быть на уровне 10-15 мм);
  7. Повторяем процедуру со всеми банками.

Если в банках не будет хватать смеси, то нужно будет долить дистиллированную воду. Доливать нужно до тех пор, пока пластины полностью не закроются. Дистиллированную воду можно купить в аптеке. Заливать обычную водопроводную воду нельзя.

Если эксплуатировать автомобиль с «оголенными пластинами», то они быстро осыплются и развалится.

Сейчас на рынке имеются необслуживаемые аккумуляторы. Если на корпусе отсутствуют крышки, то в него долить воду не получится.

Почему может упасти уровень электролита

Если батарея не герметично запаянная, то жидкость потихоньку испаряется и выкипает. Поэтому периодически требуется доливать дистиллированную воду.

Так же при зарядке всегда происходит закипание смеси, поэтому после каждой зарядки рекомендуется замерять уровень электролита. Предварительно нужно подождать, пока не прекратит кипеть электролит.

Что можно доливать в аккумулятор воду или электролит

Если пластины аккумуляторной батареи не закрыты, значит, уровень вещества недостаточно высокий и необходимо долить дистиллированную воду. При этом простую воду заливать нельзя, поскольку в ней имеются различные примеси, которые могут нарушить работу АКБ вывести его из строя.

Если смесь имеет достаточную плотность, то доливается дистиллированная вода. Если плотность электролита приближается к нижней отметке, то можно доливать щелочную смесь. При прохождении тока через аккумулятор, происходит расход кислоты. Процесс называется диффузией H2SO4 между объемом и электродом. Так происходит поддержание напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

Что делать если низкий уровень электролита

В случае падения уровня электролита его необходимо будет долить. Для начала стоит залить дистиллированную воду и поставить аккумулятор на зарядку. Если плотность не начнет повышаться, то можно попробовать слить всю жидкость и полностью заменить электролит.

Иногда АКБ разряжается до такой степени, что доливка новой смеси может быть нецелесообразной. Если элемент прослужил не долго, то сделать такую процедуру можно. Но это не всегда работает на старых батареях. Они приходят в негодность, если эксплуатируются на электролите с низким щелочным уровнем.

Остались вопросы по уровню электролита или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: