Техническое обслуживание и советы по работе системы охлаждения

Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Статья о том, как правильно осуществлять техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля. В конце статьи — видео о промывке системы охлаждения мотора. Статья о том, как правильно осуществлять техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля. В конце статьи — видео о промывке системы охлаждения мотора.

Системе охлаждения автомобильного мотора необходимо уделять внимание как зимой, так и летом. Только полное соблюдение правил техобслуживания может гарантировать корректное функционирование двигателя и поможет избежать некоторых проблем.

Структура системы охлаждения достаточно сложна. Неисправность хотя бы одного узла вполне может привести к поломке всего агрегата. Очень важно следить за своевременной заменой охлаждающей жидкости и за герметичностью системы. Из этой статьи вы сможете узнать, на что в первую очередь следует обращать внимание во время обслуживания охлаждающей системы. Также здесь будет затронут вопрос предупреждения неисправностей.

Охлаждающая жидкость

Водители старшего возраста еще помнят те времена, когда для охлаждения двигателя использовалась обыкновенная вода. Теперь такая практика является скорее исключением из правил. В наше время вода для охлаждения используется только в аварийных случаях, когда антифриза не оказывается поблизости.

Понятно, что в системе охлаждения гораздо целесообразнее использовать специальную жидкость, чем воду, но ведь и «охлаждайка» может быть разной. Лучше покупать рабочие жидкости от надежных производителей, так как долговечность их работы напрямую зависит от качества. А оно может быть разным.

Как правило, некачественные жидкости стоят дешево, поэтому за дешевизной здесь лучше не гнаться. Если говорить о российских производителях рабочих жидкостей, то здесь предпочтение отдается компании «Тосол-Синтез».

Еще одна проверенная временем российская компания — «Обнинскоргсинтез». Из иностранных производителей можно упомянуть Liqui Moly (Германия) и Motul (Франция).

Внимание! Покупка дешевых охлаждающих жидкостей может стать причиной разъедания деталей системы. Содержащиеся в них агрессивные кислоты вполне могут наделать раковин даже в ГБЦ!

Проверяем герметичность

При покупке антифриза следует смотреть на присутствие в нем флуоресцентных добавок — с их помощью происходит обнаруживаются течи в системе. Это очень важно, ведь необходимость ее герметичности ни у кого не вызывает сомнений.

Обслуживание системы охлаждения включает в себя разные этапы, и один из них — это именно проверка герметичности. Качественная герметичность не только обеспечивает сохранность рабочей жидкости, но в этом случае закипание происходит только при 130 градусах. Если же герметичность нарушена, то для закипания хватит и 108 градусов. Даже самая небольшая трещинка в системе будет способствовать закипанию жидкости.

Поэтому очень важно вовремя обнаружить трещину, чтобы успеть устранить неисправность, пока она ни привела к серьезным последствиям. Именно для этой цели и служат специальные добавки, которые включаются в состав современных охлаждающих жидкостей.

Такой антифриз будет светиться, если на него направить ультрафиолет. Но ультрафиолетовые лампы есть далеко не у всех, поэтому, эксплуатируя охлаждающую систему, нужно соблюдать определенные правила:

    При остывшем моторе уровень «охлаждайки» должен быть между метками MIN и MAX.

Постоянное снижение уровня антифриза свидетельствует о том, что имеет место его утечка. Это значит, что герметичность системы нарушена.

  • Радиатор следует подвергать периодическому осмотру. При обнаружении подтеков необходимо подтянуть хомуты и удостоверится в том, что крышка закручена плотно.
  • Нарушению работоспособности системы могут способствовать и воздушные пробки — при наличии воздуха его обязательно нужно удалить.

    Но сначала о том, как обнаружить присутствие воздуха — вот какие действия придется для этого проделать:

      Открутить пробку расширительного бачка.

    Салонный обогреватель необходимо включить на всю мощность и дать мотору проработать в холостую 3-4 минуты.

  • Присутствие воздуха можно будет определить по пузырькам, которые после этого появятся в расширительном бачке. Если пузырьков не будет, то это значит, что и воздуха нет.
  • Но если воздух все же есть, то его обязательно нужно выгонять. Для этого машину следует поставить так, чтобы ее перед был немножко задран. Затем порядок действий должен быть таким:

      Открыть радиатор и завести автомобиль.

    Дать проработать мотору 4-5 минут при включенном обогревателе. Таким образом воздух покинет систему.

  • После этого мотор заглушается, а радиаторная крышка закрывается.
  • Проверка радиатора

    Иногда, проверяя радиатор, можно обнаружить, что он теплый только сверху, а его нижняя часть холодная. Это говорит о его засорении. Засориться радиатор мог ржавчиной или маслом. Из-за этого мотор вполне может перегреваться, поэтому засоренный радиатор обязательно нужно почистить.

    Иногда при этом появляется необходимость его демонтажа. Для этого сначала нужно слить весь антифриз, предварительно сняв со шлангов хомуты. После этого все шланги снимаются, а провода — отключаются. Иногда радиатор снимается вместе с кожухом. В некоторых моделях автомобилей кожух приходится отсоединять.

    Иногда на трубках радиатора появляются пробоины. Их устраняют путем паяния. Если запаять трубку не представляется возможным, ее заглушают. Всего допускается заглушить до трех трубок. Если поврежденных трубок будет больше, то их меняют. Иногда в этом случае приходится менять весь радиатор. Сейчас на многие автомобили устанавливают радиаторы, состоящие из алюминиевой сердцевины и пластикового бочка. Ремонтировать их бесполезно — их остается только заменить. Кстати, в такие радиаторы ни в коем случае нельзя заливать воду, так как это непременно приведет к коррозии трубок.

    Важные моменты обслуживания охлаждающей системы

    Есть еще некоторые моменты, на которые просто необходимо обращать внимание, занимаясь обслуживанием системы охлаждения двигателя. Для предупреждения неисправностей нужно систематически выполнять определенные действия. Но прежде давайте поговорим о самих неисправностях, которые могут стать причиной дорогостоящего ремонта. Вот их практически полный список:

      охлаждающая жидкость все время перегревается;

    жидкость все время переохлаждается;

    уровень антифриза снижен (данный фактор свидетельствует о нарушении герметизации);

    насос для подачи жидкости в режиме работы сильно шумит;

  • в антифризе возник электролиз.
  • А вот какие еще могут быть причины постоянного перегрева мотора:

      система могла засориться (в этом случае чиста становится обязательной);

    двигатель мог перегреться из-за заклинивания термостата;

    угол опережения зажигания был выбран неверно;

    вентиляторный привод оборвался (в этом случае без его замены не обойтись);

    вентиляторный ремень проскальзывает;

    неисправна вентиляторная электромуфта;

  • неисправна гидромуфта вентилятора.
  • Перегрева жидкости лучше не допускать, так как это вполне может стать причиной ускорения износа цилиндров и поршней. Подшипники скольжения и вкладыши в этом случае также очень быстро изнашиваются.

    Профилактика неисправностей

    А теперь имеет смысл поговорить о предупреждении неисправностей системы охлаждения мотора. Вот какие действия для этого нужно выполнять:

      Проверка плотности антифриза. Для этого используют специальное устройство — ареометр. Если плотность рабочей жидкости окажется слишком высокой, имеет смысл разбавить ее дистиллированной водой. При слишком низкой плотности в систему добавляется «охлаждайка».

    Натяжка привода. Некорректная натяжка ременного привода вентилятора является одной из главных причин перегрева двигательной системы. Особенно это касается вентиляторов, имеющих механические приводы. Если ремень натянут плохо, то это будет способствовать снижению работоспособности помпы, что в свою очередь станет причиной снижения скорости вращения крыльчатки.

    Очищение системы от грязи. Радиатор и мотор должны быть чистыми. Грязь будет сильно препятствовать охлаждению двигателя. Радиатор легко может забиться мусором — пылью, грязью, листьями и прочим. Мусор может быть легко удален — для этого можно использовать пылесос или сильную воздушную струю. Пыль и масляные подтеки с двигателя также нужно регулярно удалять.

    Диагностика термостата. Термостату нужно уделять особенное внимание — его тоже следует регулярно чистить. От корректной работы этого прибора зависит качественное функционирование двигателя и температура его нагрева. Также термостат отвечает за быстрый прогрев мотора после его включения.

  • Диагностика вентилятора. Вентилятор тоже требует внимательного к себе обращения. На современных машинах производители устанавливают вентиляторы с термоэлектрическими датчиками, вмонтированными в радиатор. Когда заданный температурный режим будет достигнут, датчики замкнутся, что будет способствовать активации вентилятора и охлаждению системы.
  • Может случиться так, что мотор нагревается достаточно сильно, но вентилятор продолжает оставаться в нерабочем состоянии. Виноват в этом температурный датчик. Для проверки работоспособности датчика необходимо произвести замыкание контактов. Если после этого вентилятор начал работать, значит, датчик находится в неисправном состоянии. Если работать он «не хочет», возможно, неисправен двигатель вентилятора. Также можно проверить электрическую цепь.

    Необходимость регулярного техобслуживания системы охлаждения автомобильного двигателя вряд ли стоит доказывать. Но знать об этом — это еще не все, необходимо вовремя проводить диагностику состояния данного узла, имеющего большое значение для качественной работы двигателя.

    Видео о промывке системы охлаждения двигателя:

    Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

    Признаками неисправности системы охлаждения являются: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя. Кроме этого повышенный шум при работе жидкостного насоса, который возникает при выходе из строя его подшипников, также свидетельствует о неисправности системы охлаждения.

    Читайте также  Снятие и замена передних стоек nissan almera classic

    Протекание охлаждающей жидкости может быть вызвано следующими причинами:
    1) негерметичное соединение шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками;
    2) негерметичность спускных пробок и краника отопителя;
    3) неплотность соединения фланцев патрубков;
    4) повреждение шлангов;
    5) трещины в бачках или в середине радиатора;
    6) износ самоподжимного сальникового устройства.

    Проверка герметичности системы охлаждения осуществляется при помощи специального прибора. Прибор устанавливают вместо пробки на голову радиатора или расширительного бачка, затем устройство создает избыточное давление в системе охлаждения 0,05-0,07 МПа. При таком давлении не допускается протекание жидкости из системы. В случае неисправности системы охлаждения протекание жидкости легко обнаруживается по падению уровня охлаждающей жидкости, а также по мокрым следам. Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков устраняется подтяжкой их креплений. Поврежденные краники, пробки и шланги подлежат замене на новые.

    Протекание жидкости через трещины в баке или в радиаторе устраняют запаиванием или заклеиванием. Незначительное протекание жидкости через радиатор может быть устранено при помощи специального герметика, который добавляется в радиатор вместе с охлаждающей жидкостью. Однако герметик устраняет протекание лишь на время и может оказать вредное воздействие на систему охлаждения в целом. Это вызвано тем, что герметик, попадая в радиатор, откладывается не только на поврежденном участке, но также и на остальных поверхностях, в результате этого увеличивается количество отложений на внутренней поверхности элементов системы охлаждения. Эти отложения могут ухудшить циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, и в результате этого нужно будет менять не только негерметичный радиатор, но также и проводить промывку всей системы охлаждения.

    При вытекании жидкости через дренажное отверстие жидкостного насоса необходимо снять насос с автомобиля и произвести его ремонт или замену. Если вытекание обнаружилось во время обкатки автомобиля, то оно может быть результатом незаконченной приработки деталей уплотнения, в этом случае нет необходимости устранять протечку, она пропадет сама. Не разрешается устранять протечку закрытием дренажного отверстия, так как в дальнейшем это приведет к попаданию охлаждающей жидкости в подшипники насоса, что, в свою очередь, приведет к их разрушению.
    Перегрев двигателя автомобиля характеризуется повышением температуры охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, может привести к ее закипанию.

    Перегрев может возникнуть в результате следующих причин:
    1) недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
    2) из-за пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса от зубчатого ремня газораспределительного механизма;
    3) в результате засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора;
    4.) из-за отложений загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения;
    5) по причине неисправности электровентилятора;
    6) в результате поломки крыльчатки жидкостного насоса;
    7) из-за неисправности термостата.

    При перегреве двигателя охлаждающая жидкость увеличивается в объеме, это может привести к ее вытеканию через пробку распределительного бака. При сильном увеличении температуры (свыше 110 °С) охлаждающая жидкость закипает, значительно увеличивается в объеме, в результате этого происходит сильное увеличение давления внутри системы охлаждения, и герметичность радиатора может нарушиться. Кроме того, в результате перегрева происходит падение мощности двигателя из-за ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью. Помимо этого при перегреве падает давление моторного масла и происходит его частичное выгорание, в результате этого происходит усиленное изнашивание поршневой группы и цилиндров. При длительной работе двигателя с повышенной температурой происходит заклинивание поршней в цилиндрах, что приводит к поломке двигателя. Поэтому при первых признаках перегрева необходимо сразу приступить к их устранению.

    Пробуксовка ремня Привода жидкостного насоса может происходить в результате его слабого натяжения или замасливания. Натяжение ремня вентилятора происходит в результате его ослабления. Кроме перегрева двигателя признаками пробуксовки являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи. Проверка натяжения ремня осуществляется по прогибу ремня в результате приложения к нему определенного усилия. Для этого лучше всего применять специальное динамометрическое устройство, которое состоит из планки и динамометра со шкалой. При измерении прогиба планку опирают на шкивы ремня, затем, надавливая на ручку до упора, снимают со шкалы значение приложенного к ремню усилия. При регулировке натяжения ремня нужно учитывать, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя из-за пробуксовки он будет нагреваться, и это приведет к его износу и расслоению. Однако при сильном натяжении ремня происходит ускоренный износ подшипников жидкостного насоса и генератора. Кроме того, чрезмерное натяжение приводит к вытягиванию и разрушению ремня.

    Для того чтобы удалить замасливание ремня, необходимо протереть ремень и ручьи приводных шкивов тряпкой, смоченной в бензине.
    Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяют при внешнем осмотре. Засорение проходов удаляют прочисткой щеткой с длинной щетиной, после этого их промывают струей воды и продувают сжатым воздухом. Засорение и образование накипи в рубаке охлаждения и в радиаторе ухудшает теплоотдачу и в результате этого вызывает перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения специальным составом, затем промыть ее чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.
    Переохлаждение двигателя, как правило, вызвано неисправностью термостата. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости может привести с усиленному изнашиванию деталей кривошипно-шатунного механизма и к потере мощности по причине ухудшения условий смазки.
    При ремонте или замене элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично слить охлаждающую жидкость. Для этого следует отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку радиатора или расширительного бачка. Для того чтобы можно было после ремонта вновь использовать жидкость, сливать ее следует в чистую посуду.

    Необходимо ежедневно проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, а также контролировать уровень охлаждающей жидкости и ее протекание. Во время работы двигателя, а также после его остановки уровень жидкости повышен из-за ее температурного расширения. Поэтому контроль уровня жидкости осуществляется на холодном двигателе. В качестве охлаждающей жидкости чаще всего применяют «Тосол-А40» и «Тосол-А65». Не допускается попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, потому что это приводит в резкому вспениванию охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, приводит к перегреву двигателя. Кроме этого из-за вспенивания может произойти выброс жидкости из радиатора или расширительного бака.
    Для автомобилей, которые эксплуатируются круглогодично в южных регионах страны или в районах средней полосы и Севера в теплое время года, допускается заливать в качестве охлаждающей жидкости чистую или дистиллированную воду. Для этого сливают низкозамерзающую жидкость, затем заливают до полного уровня воду, запускают двигатель и прогревают его до температуры 80-90 °С. После этого двигатель останавливают, воду сливают и окончательно заполняют системы чистой водой. Однако следует учитывать, что применение даже чистой и мягкой воды приводит к образованию накипи, поэтому рекомендуется при заливке добавлять в воду препарат «Антинакипин». Если в системе охлаждения установлен алюминиевый радиатор, то не рекомендуется применять в качестве охлаждающей жидкости воду, так как это может привести к окислению трубок.

    Через каждые 60 000 км пробега или через два года эксплуатации необходимо производить замену тосола на новый. Замена охлаждающей жидкости осуществляется в следующем порядке:
    1) снимается пробка заливной горловины расширительного бачка;
    2) открывается кран отопителя салона кузова;
    3) выворачиваются сливные пробки радиатора и блока цилиндров;
    4) сливают охлаждающую жидкость в посуду.

    После того как старый тосол слить необходимо залить в систему охлаждения воду и дать двигателю поработать 3-4 минуты, после этого воду сливают и заливают новый тосол. При снижении уровня жидкости за счет её испарения в систему охлаждения необходимо долить воды.

    Техническое обслуживание системы охлаждения

    Неисправностями системы охлаждения могут быть:

    • вытекание охлаждающей жидкости в местах уплотнений соединительных шлангов, через сальник водяного насоса или в местах соединения трубок с бачками радиатора;
    • ослабление натяжения или обрыв ремня вентилятора;
    • заклинивание заслонки термостата в закрытом положении;
    • поломка крыльчатки насоса;
    • неисправность пробки радиатора;
    • образование накипи.

    Заедание впускного клапана пробки радиатора при закрытой системе охлаждения вызывает снижение давления в системе и интенсивное испарение жидкости при ее остывании.

    Признаками неисправности системы охлаждения служат перегрев двигателя и закипание воды в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки систем зажигания и питания.

    Обслуживание

    Обслуживание системы охлаждения включает в первую очередь проверку ее герметичности.

    При обнаружении течи в радиаторе (в трубках или бачках) он должен быть снят и направлен в ремонт. Течь охлаждающей жидкости в местах крепления шлангов устраняют подтягиванием крепящих хомутиков. Течь через сальники водяного насоса, обнаруживаемая по подтеканию воды через контрольное отверстие в корпусе насоса, устраняют заменой неисправных деталей сальника. Необходимо следить также за креплением ступицы шкива вентилятора и самого вентилятора.

    Натяжение ремня привода вентилятора или водяного насоса проверяют замером прогиба ремня при нажатии большим пальцем руки посередине между шкивами вентилятора или генератора и шкивом коленчатого вала с усилием (для большинства марок) примерно 3-4 кг. При нормальном натяжении величина прогиба должна быть в пределах 10-20 мм. Натяжение ремня регулируют смещением корпуса генератора либо вращением регулировочного винта в кронштейне вентилятора.

    Читайте также  Почему скутер не заводится со стартера

    Неисправность термостата может проявляться в замедленном прогреве двигателя после пуска вследствие слишком раннего или постоянного открытия клапана термостата или в быстром перегреве вследствие позднего открытии клапана. Термостат проверяют, погружая его в ванну с водой, которую нагревают и контролируют температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата обычно должны происходить соответственно при 65-70 и 80-85°C. Неисправный термостат заменяют.

    Накипь и борьба с ней

    Отложение накипи на горячих стенках системы охлаждения происходит в результате применения жесткой воды. Накипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива (в среднем на 5-6%), возникновению детонации, выгоранию масла и интенсивному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Образование накипи представляет собой сложный физико-химический процесс выпадения из воды в результате ее нагревания растворенных в ней солей.

    Кроме накипи, в системе охлаждения образуется выпадающий из воды шлам – осадок, содержащий примеси механического и органического происхождения, которые находились до этого в воде во взвешенном состоянии.

    Причины образования накипи и способы очистки

    Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо пользоваться водой малой жесткости. Вода из родников, колодцев, рек, прудов и озер обычно является жесткой, а поэтому непригодна для заполнения системы охлаждения. Жесткость воды может быть снижена (умягчена) предварительным кипячением, или химическим способом – добавлением соды (Na2CO3) и гашеной извести (Ca(OH)2) или едкого натра (NaOH), — или физико-химическим способом – фильтрацией через слой катионного фильтра, т.е. гауконитового песка.

    Для предупреждения образования накипи и коррозии можно добавлять в охлаждающую жидкость антинакипины или ингибиторы (замедлители): хромпик, гексаметафосфат натрия, тринатрийфосфат и др.

    Для удаления из системы охлаждения накипи и продуктов коррозии (окиси железа и алюминия), а также шлама, систему периодически (через 40-60 тыс. км) промывают.

    Хорошие результаты дает промывка раствором 7,8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2-3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л уротропина технического, от 1 до 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и прогревают раствор до 60-65°C по истечении 10-15 мин сливают раствор.

    В зависимости от количества накипи систему охлаждения промывают в два-четыре приема. Перед промывкой вынимают термостат. После промывки систему охлаждения два раза промывают горячей водой для нейтрализации остатков кислоты, причем в последнюю порцию воды добавляют 5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия.

    В качестве более простых реагентов, растворяющих накипь, но требующих для этого более длительного времени (7-10 часов), используются: каустическая сода из расчета 700-1000 г и керосина 150 г на 10 л воды (для двигателей с чугунными головками); хромпик или хромовый ангидрид 200 г на 10 л воды (для двигателей с головками и блоками из алюминиевого сплава). По истечении указанного времени пускают двигатель и дают ему поработать 15-20 минут на малых оборотах, далее сливают раствор через разъединенный нижний шланг и промывают систему чистой водой для удаления шлама.

    Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

    Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

    В двигателе внутреннего сгорания до 25…30 % энергии топлива поглощается системой охлаждения, моторным маслом, стенками цилиндров. При исправной системе охлаждения обеспечивается нормальный тепловой режим (85…95 °С).

    Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах: 80…95°С для автомобилей моделей ЗИЛ; 80…98°С для автомобилей моделей КамАЗ-740; 80…90°С для автомобилей моделей 3M3. При загорании контрольной лампы — сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен для устранения причины перегрева.

    Основными неисправностями системы охлаждения являются ее негерметичность и недостаточная эффективность, заключающаяся в повышении или понижении рабочей температуры двигателя.

    Герметичность системы охлаждения оценивают визуально по наличию подтеканий из соединений, шлангов, прокладки или сальника жидкостного насоса и т.д. Также ее можно оценить методом опрессовки (рисунок 14), создавая в верхней части радиатора давление 0,06…0,1 МПа, поддерживаемое пневматическим редуктором 1.

    Если подтеканий нет, то показания прибора стабильны. При негерметичности прокладки головки блока или наличии трещин в двигателе, куда будет уходить жидкость, наблюдается колебание стрелки манометра и снижение давления.

    1 – пневморедуктор; 2 – манометр; 3 – герметизирующая насадка; 4 – радиатор

    Рисунок 14– Схема проверки системы охлаждения опрессовкой

    При изменении теплового режима проверяют натяжение ремня привода жидкостного насоса, его производительность, охлаждающую способность радиатора, исправность термостата и других деталей.

    Натяжение ремня влияет на производительность насоса и определяется по величине прогиба при нажатии на середину ведущей ветви ремня с требуемым усилием. Для легковых автомобилей нормальным считается прогиб 8…12 мм при усилии 20…30 Н, для грузовых – 10…20 мм при усилии 30…40 Н. Прогиб ремня определяется с помощью динамометрического устройства (рисунок 11). Его устанавливают с помощью захвата 7 на середину ветви ремня и нажимают на рукоятку 1 до достижения требуемого усилия, фиксируемого по шкале 2. Прогибающийся ремень воздействует на подвижные лепестки 5, закрепленные на одной оси 6, заставляя их складываться. Устройство снимают и по шкале лепестков 5 (выбирается в зависимости от межцентрового расстояния ременной передачи: 150…250 мм, 250…230 мм и т.д.) считывают величину прогиба в миллиметрах.

    1 – динамометрическая рукоятка; 2 – шкала динамометра; 3 – пружина; 4 – шток; 5 – складывающиеся лепестки; 6 – ось лепестков; 7 – захват; 8 – ремень

    Рисунок 15 – Схема динамометрического устройства для измерения натяжения ремня

    Техническое состояние термостата проверяют в случае замедленного прогрева двигателя или его быстрого перегрева. При проверке его опускают в ванночку с нагреваемой водой (рисунок 16) и фиксируют температуру. Клапан исправного термостата должен начинать открываться при температуре 75…80 °С. За температуру открытия принимается та, при которой ход клапана составляет 0,1 мм. Полное открытие (ход клапана 6…8 мм) должно осуществляться при температуре 90…95 °С. Допускается потеря хода клапана не более 20 %. Если термостат не соответствует указанным требованиям, его заменяют на новый.

    1 – кронштейн; 2 – термометр; 3 – индикатор; 4 – термостат; 5 – ванна с водой; 6 – электронагреватель

    Рисунок 16 – Схема проверки термостата

    Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов у двигателя КамАЗ-740 — 80 0 С, у двигателей ЯМЗ, ЗИЛ, 3M3-53 – 66…70°С. Также исправность термостата и системы охлаждения можно проверить по разнице температур верхнего и нижнего резервуаров радиатора, которая должна находиться в пределах 8…12 0 С при полностью прогретом двигателе.

    Пробка радиатора (расширительного бачка) должна герметично закрывать систему охлаждения. Паровой клапан, предназначенный для предохранения радиатора от повышенного давления паров охлаждающей жидкости, должен открываться при избыточном давлении 45…70 кПа. Воздушный клапан пробки, предохраняющий радиатор от снижения давления при остывании и конденсации жидкости, должен впускать воздух в систему охлаждения при разрежении 5…10 кПа.

    В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), представляющими собой смесь этиленгликоля с водой (плотность раствора 1067…1085 кг/м 3 ) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Однако возможно использование и воды. Но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей Са, Мg и других металлов, содержащихся в воде.

    Накипь обладает низкой теплопроводностью и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, затрудняет циркуляцию воды. Например, накипь толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла – до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения этой накипи в систему охлаждения заливают «умягченную» воду с малым содержанием солей. Ее получают электромагнитной обработкой воды, когда она многократно прокачивается через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном силовым линиям. При этом вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Смягчать воду можно также кипячением, добавлением соды, извести, нашатырного спирта или очисткой воды от солей пропусканием ее через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.

    Если накипь все же есть, то ее удаляют специальными веществами. Они подразделяются на щелочные и кислотные. Основу щелочных составов составляет каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 литров воды). Их заливают в систему на 5…10 часов, затем запускают двигатель на 15…20 минут и раствор сливают. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов: алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки.

    Читайте также  Снятие и замена подшипника передней ступицы ваз 2110, 2111, 2112

    В качестве кислотных используют 5…10 % водный раствор соляной кислоты с добавкой 3…4 грамма на литр утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.

    При заливке охлаждающей жидкости в систему необходимо открыть кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины.

    После пуска двигателя и его работы на режиме холостого хода около 1 минуты, нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

    Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

    Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.

    Для поддержания жидкостного насоса в исправном состоянии необходимы его своевременный осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.

    Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса, заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.

    Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.

    Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок головок блоков и короблению головок блоков цилиндров.

    При СО (сезонном техническим обслуживанием автомобиля) для удаления шлама (если в системе охлаждения использовалась вода) систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15—0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды.

    В качестве охлаждающей жидкости применяется водный раствор этиленгликоля (антифриз Тосол-40, Тосол-65 и др.). Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы. Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км. В случае если в процессе использования жидкость изменила цвет и приобрела красновато-коричневый, ржавый оттенок — это является сигналом срочной замены антифриза. Жидкость в таком состоянии принимает не только агрессивный вид, но и разрушает изнутри систему охлаждения.

    Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

    ТО системы охлаждения Температура охлаждающей жидкости в открытых системах охлаждения должна быть 8О. 95°С, а в закрытых 100. 105°С. В процессе эксплуатации машины может возникнуть перегрев или переохлаждение двигателя. При перегреве: — уменьшается наполнение цилиндров, — повышается их износ, — возникает детонация и калильное зажигание, — образуется нагар, — повышается угар масла.

    Основная задача технического обслуживания системы охлаждения – обеспечить поддержание оптимального теплового режима двигателя. При ТО системы охлаждения: — проверяют уровень охлаждающей жидкости, — нет ли подтекания, — также состояние и натяжение приводных ремней, — при необходимости производят регулировку, смазывание подшипников вентилятора и натяжного ролика. При СО производят промывку системы охлаждения.

    Герметичность СО проверяют внешним осмотром и опрессовкой. Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутов. О течи сальников водяного насоса свидетельствует подтекание воды через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса. Попадание в картер двигателя воды происходит при износе уплотнителей водяного насоса, т.е. необходимо их заменить.

    Натяжение ремня вентилятора Проверяют с помощью специального приспособления. При слабом натяжении ремни будут бить о шкивы, а значит, быстро изнашиваться. Буксование, снижая частоту оборотов вентилятора, вызывает перегрев двигателя. Слишком сильное натяжение вызывает высокие напряжения в подшипниках и ремнях. ЗИЛ-645 регулирование натяжения ремней производится перемещением: натяжного ролика 2, шкива генератора 13 шкива насоса гидроусилителя 15.

    Регулировка натяжения ремней вентилятора и генератора двигателей Д-160Б Д-160Б натяжение ремней регулируют: натяжным роликом 2 и винтом 9. ремень генератора натягивают, поворачивая генератор 5, отпустив предварительно болт крепления планки 7.

    Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, (8. 12 °С). Также определяется засорение трубок радиатора и образование накипи. Накипь образуется вследствие отложения на поверхности нагретого масла солей кальция, магния и других соединений. Поэтому жесткую воду, применяемую для охлаждения двигателя, необходимо смягчать (удалять соли кальция и магния).

    Накипь из системы охлаждения удаляют при ТО, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии (окиси железа и алюминия). В систему охлаждения заливают раствор: на 1 л воды 20 г технического трилона. В течение 4. 5 дней этот раствор ежедневно меняют. После окончания промывки систему заливают раствором: 2 г трилона на 1 л воды.

    Курс профессиональной переподготовки

    Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

    Курс повышения квалификации

    Охрана труда

    Курс профессиональной переподготовки

    Охрана труда

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы

    • Борода Алексей ВасильевичНаписать 510 08.12.2018

    Номер материала: ДБ-286702

    • Другое
    • Презентации

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      08.12.2018 520
      08.12.2018 142
      08.12.2018 71
      08.12.2018 54
      08.12.2018 95
      08.12.2018 1128
      08.12.2018 113
      08.12.2018 76

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

    Время чтения: 1 минута

    Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

    Время чтения: 1 минута

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: