Электросхема ваз 2101 поиск неисправностей и замена электрооборудования

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема ВАЗ-2101

Справочник по схемам «копейки» предназначен для самостоятельного ремонта авто при небольших неполадках электрооборудования. Ремонт начинайте с проверки предохранителей и реле (описание и обозначение будет далее). Электросхемы разделены на несколько блоков (для удобства просмотра через компьютер или телефон), имеются файлы в виде единой картинки с описанием каждого элемента — для распечатки на принтере. Эта малолитражка, аналог Fiat 124. Годы производства ВАЗ-2101: с 1984 по 2014-й.

Как и во всех остальных моделях Жигулей, электропроводка копейки выполнена по однопроводной схеме. Питание на все электрические приборы подается по одному проводу, а минусовым проводом служит кузов автомобиля.

Электрооборудование ВАЗ 2101

Схема копейки по частям:

1 – фары 2101;
2 – передние указатели поворота;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – реле включения ближнего света фар;
7 – реле включения дальнего света фар;
8 – генератор;
9 – стартер;
10 – подкапотная лампа;
11 – свечи зажигания;
12 – датчик контрольной лампы
давления масла;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – звуковые сигналы;
15 – распределитель зажигания;
16 – моторедуктор стеклоочистителя;
17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
18 – катушка зажигания;
19 – электродвигатель омывателя
ветрового стекла;
20 – регулятор напряжения;
21 – электродвигатель отопителя;
22 – лампа освещения вещевого ящика;
23 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
24 – штепсельная розетка для
переносной лампы;
25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
26 – выключатель сигнала торможения;
27 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – блок предохранителей;
30 – реле-прерыватель контрольной
лампы стояночного тормоза;
31 – реле стеклоочистителя;
32 — переключатель электродвигателя отопителя;
33 – прикуриватель;
34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
36 – плафоны ВАЗ-2101;
37 – выключатель зажигания;
38 – комбинация приборов;
39 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
40 – контрольная лампа дальнего света фар;
41 – контрольная лампа наружного освещения;
42 – контрольная лампа указателей поворота;
43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
44 – контрольная лампа давления масла;
45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
46 – указатель уровня топлива;
47 – контрольная лампа резерва топлива;
48 – лампа освещения комбинации приборов;
49 – переключатель света фар;
50 – переключатель указателей поворота;
51 – выключатель звукового сигнала;
52 – выключатель омывателя ветрового стекла;
53 – переключатель стеклоочистителя;
54 – выключатель наружного освещения;
55 – выключатель освещения приборов;
56 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
57 – лампа освещения багажника;
58 – задние фонари;
59 – фонарь освещения номерного знака;
60 – фонарь света заднего хода

Электросхема в полный размер (для печати):

Другой вариант схемы VAZ-2101

Наружное освещение

1 – Фары 2101
2 – подкапотная лампа;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель света заднего хода;
6 – блок предохранителей;
7 – контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов;
8 – лампа освещения вещевого ящика;
9 – лампа освещения комбинации приборов;
10 – штепсельная розетка для переносной лампы;
11 – выключатель освещения приборов;
12 – выключатель наружного освещения;
13 – выключатель стоп-сигнала;
14 – выключатель зажигания;
15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
17 – плафоны;
18 – лампа освещения багажника;
19 – задние фонари;
20 – фонарь освещения номерного знака;
21 – фонарь света заднего хода

Включение фар 2101

1 – фары VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель света фар;
6 – выключатель наружного освещения;
7 – выключатель зажигания;
8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов

Указатели поворота

1 – подфарники VAZ 2101;
2 – боковые указатели поворота;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель зажигания;
6 – блок предохранителей;
7 – реле-прерыватель указателей поворота;
8 – контрольная лампа указателей поворота;
9 – переключатель указателей поворота;
10 – задние фонари

Звуковые сигналы 2101

1 – звуковые сигналы;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – блок предохранителей;
4 – выключатель звуковых сигналов;
5 – генератор VAZ 2101.

Схема стеклоочистителя

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – переключатель стеклоочистителя;
5 – реле стеклоочистителя;
6 – моторедуктор стеклоочистителя;
7 – термобиметаллический предохранитель;
8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя стекла;
9 – блок предохранителей.

Вентилятор отопителя Жигули

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель отопителя;
6 – добавочный резистор;
7 – электродвигатель вентилятора отопителя.

Схема блока зажигания

Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:

  • плафон салона;
  • звуковой сигнал;
  • прикуриватель;
  • стоп-сигнал.

Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.

Положение ключа Контакт под напр. Включаемые цепи
«Стоянка» «30″-«INT» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«30/1»
«Выключено» «30», «30/1»
«Зажигание» «30″-«INT»
«30/1″-«15» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«Стартер» «30″-«50» Стартер
«30″-«16»

Схема тормозной системы «копейки»

1 – защитный коржух переднего тормоза; 2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 – суппорт; 4 – бачок гидропривода; 5 – выключатель стоп-сигнала; 6 – рычаг стояночного тормоза; 7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 – регулятор давления; 10 – стоп-сигнал; 11 – колесный цилиндр заднего тормоза; 12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 – тормозная колодка; 15 – направляющая заднего троса; 16 – направляющий ролик; 17 – педаль тормоза; 19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 – тормозной диск; 21 – главный цилиндр

Система тормозов 2101 имеет два контура, обеспечивающих независимый привод передних и задних тормозных механизмов колес. Оба контура приводятся в действие от одной педали, которая с помощью кронштейна крепится вместе с педалью сцепления к панели передка кузова.

Блок предохранителей и реле ВАЗ 2101

Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.

На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов.

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;
  3. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  4. Предохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  5. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары 2101;
  6. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары 2101;
  7. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  8. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  9. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  10. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.
Читайте также  Не заводится ваз 2112, не крутит стартер с ключа и не срабатывает причины и решение проблемы

Модификации автомобиля

ВАЗ-2101. Базовый советский седан ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1.2 литра выпускал Волжский автозавод с 1970 по 1982 год.

ВАЗ-21011. Модернизированный в 1974 году автомобиль с двигателем объемом 1.3 литра и более презентабельным внешним видом.

ВАЗ-21012. Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21013. Данную модель внешне полностью идентичную модели ВАЗ-21011, но с двигателем объемом 1.2 литра выпускали с 1977 года.

ВАЗ-21014. Модификация ВАЗ-21011 с правым расположением руля.

ВАЗ-21016. Автомобиль для правоохранительных органов, внешне идентична модели ВАЗ-2101, но с двигателем ВАЗ-21011.

ВАЗ-21018. Спецавтомобиль с 1-секционным роторным двигателем мощностью 70 лошадиных сил.

ВАЗ-21019. Очередная модель с роторным двигателем, на этот раз 2-секционным, мощностью 120 лошадиных сил.

Схема электропроводки ВАЗ 2101- особенности

Став символом новой эпохи в автомобилестроении, ВАЗ 2101 с годами превратился в культовый автомобиль отечественного автопрома. Некоторые модели можно встретить до сих пор на дорогах страны, а все благодаря тщательному уходу владельцев за их техническим состоянием.

Понятно, что время никого не щадит, и многие элементы автомобиля требуют замены. В частности, проводка ваз 2101 была изначально рассчитана на 15 лет эксплуатации.
Сегодня в продаже можно встретить множество вариантов готовых комплектов проводки на классику, но:

  1. Нужно знать параметры предлагаемых изделий;
  2. Их соответствие техническому регламенту автопроизводителя (а инструкция редко у кого сохранилась);
  3. Соответствие разъемов и клеммных колодок оборудования, установленного на авто.

Исторический экскурс

Первенец Волжского автозавода ВАЗ 2101 впервые появился на отечественных дорогах в 1970 году. Тогда с апреля про декабрь собрали более 21 000 автомобилей, а в 1974 году годовой выпуск составил более 370 тысяч автомобилей.

Автопроизводитель постоянно совершенствовал модель, и в результате на свет появился ВАЗ 21011, на который:

  1. Устанавливался более мощный мотор объемом 1,3 л (у ВАЗ 2101 – объемом 1,1л);
  2. На задние стойки вынесли вентиляционные решетки салона;
  3. Устанавливались повторители поворотов и стоп-сигналы со специальными отражателями.

Справочно: схема электропроводки ваз 21011 отличалась от «донорской» из-за изменения панели приборов и добавления в задней части кузова фонаря заднего хода.

Кроме упомянутой модификации ВАЗ 21011 автопроизводитель выпустил модель ВАЗ 21013, а основным отличием был:

  1. двигатель объемом в 1,2 литра;
  2. подвесная педаль газа;
  3. управление омывателем лобового стекла с помощью ножного привода.

Справочно: государство всячески рекламировало новинку. Об этом свидетельствует тот факт, что на видео и кинолентах тех лет автомобили семейства ВАЗ встречались намного чаще.

Особенности модели ВАЗ 2101 и ее модификаций

На автомобилях семейства ВАЗ применялась однопроводная система электропитания. Ее особенностью было то, что роль второго провода «-» отводилась кузову автомобиля. Поэтому минусовые выводы всех приборов и исполнительных механизмов должны были иметь качественный контакт с металлическим кузовом.

Блок предохранителей

Электропроводка ваз 2101 была защищена плавкими предохранителями, объединенными в цепи по силе тока:

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;

Справочно: у моделей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 на второй предохранитель выводился и мотор омывателя. Соответственно и электропроводка ваз 21011 отличалась дополнительным проводом в подкапотном пространстве. На классике он приводился в действие резиновой грушей, а кнопка управления располагалась на панели приборов.

  1. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  2. П редохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  3. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары;
  4. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары;
  5. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  6. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  7. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  8. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.

Справочно: На моделях ВАЗ 21011 и 21013 устанавливалась крышка расширительного бачка тормозной жидкости с поплавком. Схема электропроводки ваз 21013 предусматривала цепь с прерывателем и контрольной лампой. И при уменьшении уровня жидкости до критической отметки, на панели приборов зажигалась контрольная лампа.

Панель приборов

Внутреннее убранство автомобилей ВАЗ 2101 и их модификаций ВАЗ 21011 и 21013 постоянно совершенствовалось. Так, например, сидения имели иную конфигурацию, позволяя владельцу образовать спальное место, чем выгодно отличались от итальянского варианта. А в панели приборов появился отечественный радиоприемник А-370.

Это привело к тому, что цена автомобиля выросла на 100 рублей. Но это не останавливало покупателей, т.к. сулило новый комфорт за рулем.

Благодаря этому схема проводки ваз 21011 обзавелась новыми электрическими цепями:

  1. Экранированный шнур внешней антенны проходил от левого переднего крыла под торпедо к радио;
  2. От блока предохранителей №8 осуществлялось питание радио.

На моделях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 стали устанавливать электромотор омывателя ветрового стекла.

Это отразилось на функциональности панели приборов;

  1. Ручной привод омывателя больше не устанавливался;
  2. Для активации омывателя управление перенесли на подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей («дворников»);
  3. Цепь мотора омывателя была защищена плавким предохранителем №2.

Справочно: спустя годы замена проводки ваз 2101 вызывала недоумение у владельцев. Поскольку, в комплекте проводов был «лишний» провод с разъемом. На самом деле этот провод подавал питание через подрулевой переключатель на мотор омывателя.

Подкапотное пространство

По требованию советских инженеров, специалисты компании Fiat переработали некоторые узлы в подкапотном пространстве. В результате чего схема проводки ваз 2101 изменилась.

Но останавливаться на этом не стали, и в рамках самостоятельной рационализации:

  1. Заменили способ крепления клемм на аккумуляторной батарее (итальянские типа «барашек» заменили на обычные с гайкой на «10»);
  2. Отказались от резиновой «грелки» для хранения воды омывателя ветрового стекла;
  3. Модернизировали реле заряда аккумуляторной батареи.

Справочно: емкость для хранения воды омывателя («грелка») располагалась прямо над катушкой зажигания. И неудачные попытки ее пополнения приводили к залитию катушки. Поэтому, многие владельцы своими руками герметизировали катушку с помощью полиэтилена.

Выводы

Автомобили семейства ВАЗ стали настоящей классикой отечественного автопрома. Вот почему они все еще встречаются на дорогах общего пользования, ведь их техническое состояние всячески поддерживается преданными владельцами. Дополнительная информация здесь: Проводка – ВАЗ 2109 – инжектор: новые моторы в старом кузове.

Неисправности электрооборудования

Статистика показывает, что на долю электрооборудования приходится около 25% всех неисправностей автомобиля, возникающих в процессе эксплуатации. Исходя из этого становится ясно, как важно уметь читать схему электрооборудования, знать взаимосвязь его отдельных узлов, представить себе, как устроен тот или иной прибор, где он расположен и как его снять.

Электрооборудование автомобилей ВАЗ выполнено по однопроводной схеме, где отрицательные клеммы всех источников и потребителей соединены с массой. Включателем цепей служит, как известно, замок зажигания, но есть ряд цепей, независимых от замка зажигания, которые всегда готовы служить. К ним относятся цепи: стоп-сигналов, штепсельной розетки для переносной лампы, звуковых сигналов, прикуривателя и питания аварийной сигнализации.

Чтобы предохранить приборы электрооборудования от действия возникающих в цепях неисправностей, в схему электрооборудования включена надежная защита из десяти плавких предохранителей для автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102, одиннадцати — для автомобилей ВАЗ-2103, двенадцати — для автомобилей ВАЗ-2121 и пятнадцати для автомобилей ВАЗ-2105. Ряд электрических цепей обходится без защиты — это цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар.

Читайте также  Не работает педаль сцепления, что предпринять инструкции и видео

Предохранители — верные стражи, но если один из них перегорел, следует обязательно установить причину. Чтобы надежно защищать участок схемы, предохранитель должен быть рассчитан на определенное сопротивление. Не случайно одни цепи защищают предохранители силой тока 8 А, а другие — 16 А. Обращаем на это внимание, потому что многие автолюбители, не задумываясь о возможных последствиях, вместо стандартных предохранителей часто используют самодельные. Такая вольность в обращении с предохранителями может дорого обойтись.

Если нет запасного предохранителя, то временно можно смастерить предохранитель из кусочка фольги от коробки сигарет. Такой вид фольги хорош тем, что сразу перегорает при повторном коротком замыкании в цепи.

Чтобы определить, по какой причине предохранитель перегорел, пользуются схемой, которая служит своеобразным путеводителем. Отправной точкой поиска служит перегоревший предохранитель. Для облегчения поисков провода электрооборудования имеют цветную оболочку, а на схеме буквами указаны цвета провода, его цифровой номер и сечение (в мм 2 ). Так, например, 18 ЖЧ 1,2 означает, что провод № 18 желтого цвета с черной полоской (вторая буква указывает, какого цвета полоска нанесена на проводе), сечением 1,2 мм 2 . Обозначение буквенных индексов расшифровывается следующим образом: Б — белый, Г — голубой, Ж — желтый, 3 — зеленый, К — коричневый, П — красный, О — оранжевый, Р — розовый, С — серый, Ф — фиолетовый, Ч — черный.

Большинство неисправностей, возникающих в системе электрооборудования, влияет на безопасность движения. Так, отказ в работе приборов освещения и сигнализации — элементов активной безопасности — создает угрозу столкновения и наезда автомобилей, отказ в работе источников питания может привести к аналогичным последствиям, поэтому знать основные неисправности электрооборудования и уметь их устранять должен каждый водитель, садящийся за руль.

Высокий технический уровень современных автомобилей и разный уровень подготовки водителей создают определенные трудности при самостоятельном обнаружении и устранении неисправностей. Чтобы определить характер неисправности и отрегулировать тот или иной узел, зачастую недостаточно даже большого опыта общения с автомобилем. Сегодня в большинстве случаев требуется регулировка при помощи специальных приборов. Станции технического обслуживания уже давно используют такие приборы для диагностирования состояния механизмов и систем автомобиля и регулировочных работ.

Несколько наименований приборов отечественная промышленность выпускает и для диагностирования автомобиля в домашних условиях. Это приборы ПА-1, ПА-2, АТ-1 и пр. Иметь такие приборы под рукой — существенная помощь тем, кто поддерживает автомобиль в исправном состоянии собственными силами. Чтобы повысить эффективность использования приборов ПА-1, ПА-2, можно приобрести один комплект на несколько автолюбителей.

Схема электрооборудования Ваз 2101

Легенда отечественного автопрома, ВАЗ 2101, перенял у своего итальянского донора практически все самые лучшие черты, а чем-то стал даже выгоднее отличаться от Фиат 124. В результате тестовых автопробегов выяснились некоторые недочеты в конструкции итальянского автомобиля, и только советские дороги героически помогли их выявить, устранить и доработать конструкцию копейки до должного уровня

Содержание:

Схема электрооборудования ВАЗ 2101

Эти изменения коснулись и электрооборудования ВАЗ 2101, в частности, расположения некоторых электрических приборов. Мы нашли настоящую заводскую схему электрооборудования Жигулей 1970 года, и с удовольствием предоставляем ее для изучения.

Краткое описание электрооборудования ВАЗ 2101

Как и во всех моделях Жигулей, электропроводка копейки выполнена по однопроводной схеме. Питание на все электрические приборы подается по одному проводу, а минусовым проводом служит кузов автомобиля. Именно поэтому при любых работах с проводкой автомобиля, при сварочных и других кузовных работах, необходимо отключать минусовую клемму аккумулятора.

Источниками электрической энергии являются генератор и аккумулятор, которые подключены параллельно. Напряжение 12 вольт считается номинальным, но его значение может колебаться, в зависимости от условий работы двигателя. При высоких оборотах мотора напряжение в сети может достигать не более 14 вольт, а при малых — не менее 11. Все электроприборы, которые установлены на борту автомобиля, рассчитаны на такой диапазон напряжения и могут работать при этих значениях без перебоев.

Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.

Блок предохранителей ВАЗ 2101

Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.

Предохранители собраны в единый блок, пронумерованы, и мы точно можем знать при перегорании определенного предохранителя, в какой цепи произошло короткое замыкание. Это можно отследить как по схеме, так и по указателям на корпусе крышки блока предохранителей.

Реле автомобиля ВАЗ 2101

Некоторые электрические приборы ВАЗ 2101 имеют достаточно серьезную мощность, потребляют большие токи, и чтобы обезопасить контакты выключателей от перегрузок, в электросхеме применяются реле. На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов. По капотом были установлены:

  • реле сигнальной лампы зарядки АКБ;
  • реле ближнего света;
  • реле дальнего света.

Все реле на автомобиле ВАЗ 2101 не подлежат ремонту, и в случае выхода из строя заменяются новыми.

Распределитель зажигания

На автомобиле ВАЗ 2101 была установлена контактная система зажигания, которая отличалась простотой и надежностью. Все же некоторые элементы требуют особого ухода, и в первую очередь это относится к трамблеру.

При отсутствии искры на свечах зажигания можно с уверенностью говорить о причастности трамблера. Больным местом контактного трамблера была крышка, которая имела обыкновение пускать микротрещины. Их не определить визуально, но через них происходила утечка напряжения и искра била на корпус. Проверить это можно только на специальном стенде, или в полной темноте, когда видны искры от крышки трамблера.

Особого внимания также требуют контакты прерывателя. При высоких нагрузках они могли подгорать, тогда напряжение на свече зажигания было недостаточным, и двигатель работал с перебоями. Обычно контакты прерывателя чистят бархатным надфилем, а затем выставляют необходимый зазор 0,45 мм.

Сложного в электросхеме копейки нет ничего, ее просто нужно знать, тогда любая неприятность с электрооборудованием может быть легко обнаружена. Уважайте вашу 2101, и удачи в дороге!

Изучение электросхемы ВАЗ 2101

Очень важный элемент, с которым нужно ознакомиться при эксплуатации и ремонте первой модели Жигулей, — схема проводки ВАЗ 2101. Начнем с экскурса в историю. Легендарный седан автопрома СССР, так называемая «копейка», имел прототип: итальянский седан Fiat 124. В далекие 60-е на тест-драйвах изучались недостатки итальянского автомобиля. ВАЗ по этой же тенденции тестировал модель 2101. Несовершенные советские дороги помогли выявить недоработки, и производитель их устранил. В том числе доработана была и схема электрооборудования ВАЗ 2101, изменены последовательность и расположение отдельных приборов.

Изучим доработанную конструкцию электросхемы «копейки» образца 1970-х годов. При эксплуатации и ремонте автомобиля, например, при таких операциях, как замена проводки ВАЗ 2101 или установка электровентилятора на ВАЗ, очень важно знать схему расположения электрических источников и потребителей. Её изучение не составит особых трудностей, но знать, как расположено электрооборудование, нужно обязательно.

Источники электроэнергии

Самым популярным седаном СССР долгое время оставалась первая модель Жигулей. Как и у всех версий машин ВАЗ образца СССР, в «копейке» внедрено расположение электропроводов с применением одного проводника. Через этот провод, который имеет положительный заряд (+) и разветвляется на все электроприборы, на них подается питание. В качестве отрицательного заряда выступает металлический кузов машины, контакт к которому подходит при помощи минусовой клеммы аккумуляторной батареи (в народе — массы). Этот факт обязует всех автомобилистов отсоединять массу при ремонтах автомобиля, связанных с электропроводкой и кузовом.

Читайте также  Схема предохранителей lada priora и их расположение в авто с фото и видео где находятся блоки реле приоры

Вся электрика в автомобиле ВАЗ 2101 имеет два источника электроэнергии.

Источники Их описание
Генератор Самая важная часть электроустройств автомобиля. Он преобразует механическую энергию, которая вырабатывается при вращении коленвала мотора, в электроэнергию.
Аккумуляторная батарея (аккумулятор). Является вспомогательным источником электрической энергии. Он подпитывает все элементы бортовой сети при заглушенном двигателе внутреннего сгорания, а также может способствовать запуску мотора.

Подключение между этими элементами — параллельное. Номинальное напряжение в данной цепи составляет 12 В. Это такая величина напряжения (разности потенциалов), на которую рассчитаны источники и приёмники энергии при условиях нормальной работы и определенного уровня изоляции сети и оборудования.

В «копейке» значение напряжения колеблется около показателя 12 в зависимости от режима работы мотора. При высоких показаниях тахометра (высоких оборотах двигателя) величина напряжения может доходить до 14 В, а во время слишком низкочастотного вращения валов может достичь минимума в 11 вольт. Такой диапазон между значениями напряжений вполне допустим. При данном интервале любой электроприбор автомобиля может нормально работать без каких-либо перебоев.

Чтобы регулировать и корректировать вольтаж, вырабатываемый генератором, в схеме присутствует реле-регулятор. Он контролирует показатели напряжения, что выдаёт генератор. Во время выхода значения вольтажа за допустимые пределы при помощи реле подается сигнал на панель приборов посредством загорания контрольной лампы. Ведь слишком маленькое или излишнее напряжение оказывает пагубный эффект на аккумулятор. При недостаточном вольтаже батарея разряжается быстрее отведённого срока, а затем ей недостает времени зарядиться. Такая тенденция через некоторое время выведет из строя АКБ.

Если напряжение превышает допустимое значение, есть риск закипания электролита в аккумуляторе.

Реле «копейки», основные потребители и датчики

Работа электроприборов автомобиля связана с большими значениями напряжения и силы тока, а соответственно — с большими мощностями. Дабы работа контактов выключателей была безопасной во время перегрузок, схема электропроводки ВАЗ 2101 оснащена такими приборами, как электромагнитные реле. Большая часть подобных элементов расположена в «копейке» под капотом, за исключением устройства для замыкания и размыкания контактов световых указателей поворота (оно расположено за приборным щитком).

Расположенные под капотом реле помогают обезопасить работу:

  • лампы сигнала заряда аккумулятора;
  • ближнего освещения;
  • дальнего освещения.

При выходе из строя какого-то из электромагнитных устройств следует заменить его новым. Ремонту реле не подлежит. Основными потребителями электроэнергии в автомобиле являются стартер, электродвигатели отопителя и стеклоочистителя, датчики, различные лампы на ВАЗ 2101 (лампы фар, освещения вещевого ящика, багажника, салона).

Дабы во время скачка напряжений и высоких нагрузках не вышла из строя вся цепь, в машине предусмотрен блок предохранителей ВАЗ 2101.

Как устроена схема предохранителей ВАЗ 2101

Во время возникновения в цепи короткого замыкания значение силы тока на замкнутом участке схемы резко возрастает. Необходимо оперативно отключить от питания поврежденный участок цепи, иначе аккумулятор быстро разряжается, проводка оказывается под риском возгорания и плавления от перегрева, что может привести к воспламенению обивки автомобиля, и, как следствие, к пожару.

Во избежание таких серьезных последствий вся электросхема ВАЗ 2101 разделяется на 10 участков. За безопасную работу каждого участка отвечает определённый предохранитель. При превышении номинального напряжения или силы тока, предохранителем осуществляется разрушение своих главных элементов, цепь прерывается.

Предохранители ВАЗ представляют собой отдельный единый блок. Все элементы имеют свои номера и цвета, поэтому по внешним признакам легко идентифицировать, какой участок цепи оказался замкнутым.

Особенности трамблёра

Автомобиль Жигули оснащался контактной системой зажигания, главными чертами которой были простота и надежность в работе. Главный элемент, за которым нужен особый уход, — трамблёр (прерыватель-распределитель зажигания). Он предназначен для запуска двигателя, когда на свечах зажигания нет искры.

Крышка данного элемента зачастую является причиной выхода из строя трамблера, поскольку на ней образуются микротрещины, которые невозможно определить на глаз, но их размера достаточно для того, чтобы напряжение дало утечку и действие искры перешло на корпус. Проверка на микротрещины выполняется на специально предназначенном стенде, или, при отсутствии такового, в темноте, чтобы было видно искру, проходящую через микротрещины крышки.

За контактами этого прибора также необходимо тщательно следить и бережно к ним относиться. Когда имеют место высокие нагрузки, контактам свойственно подгорать, вследствие чего появляется нехватка напряжения на свечи. Из-за этого мотор может работать с перебоями.

Электрическая схема «копейки» не представляет собой ничего сложного. Изучив её, можно самостоятельно ремонтировать отдельные элементы.

Электросхема ваз 2101 поиск неисправностей и замена электрооборудования



электрическая схема автомобиля ваз 2101

Автомобиль жигули ваз 2101 в народе был прозван «копейка». На странице сайта, вам предлагается посмотреть, и при желании скачать электрическую схему автомобиля ваз 2101. Схема электрооборудования автомобиля ваз 2101 содержит полезную информацию, для тех, кто хочет выявить ту или иную неисправность в своем автомобиле. Схема электрооборудования автомобиля ваз 2101, в сравнении с выпускаемыми на сегодняшний день моделями автомобилей марки ваз, имеет довольно простую электро схему, и при наличии простого прибора «вольтметр» можно найти неисправный провод, лампу, датчик, реле, проверить работу системы зажигания автомобиля ваз 2101 и т.д.

1. Фары. 2. Подфарники. 3. Боковые указатели поворота. 4. Аккумуляторная батарея 5. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 6. Реле включения ближнего света фар ваз 2101. 7. Реле включения дальнего света фар. 8. Генератор ваз 2101. 9. Стартер ваз 2101. 10. Подкапотная лампа. 11. Свечи зажигания ваз 2101. 12. Датчик контрольной лампы давления масла. 13. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 14. Звуковые сигналы ваз 2101. 15. Распределитель зажигания. 16. Электродвигатель стеклоочистителя ваз 2101. 17. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 18. Катушка зажигания ваз 2101. 19. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 20. Регулятор напряжения ваз 2101. 21. Электродвигатель отопителя ваз 2101. 22. Лампа освещения вещевого ящика. 23. Добавочный резистор электродвигателя отопителя. 24. Штепсельная розетка для переносной лампы. 25. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 26. Выключатель сигнала торможения. 27. Реле-прерыватель указателей поворота ваз 2101. 28. Выключатель света заднего хода. 29. Блок предохранителей. 30. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. 31. Реле стеклоочистителя ваз 2101. 32. Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2101. 33. Прикуриватель. 34. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей. 35. Выключатели плафонов, расположенный в стойках передних дверей. 36. Плафоны. 37. Выключатель зажигания ваз 2101. 38. Панель приборов ваз 2101. 39. Указатель температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 40. Контрольная лампа дальнего света фар 41. Контрольная лампа наружного освещения. 42. Контрольная лампа указателей поворота ваз 2101. 43. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 44. Контрольная лампа давления масла ваз 2101. 45. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. 46. Указатель уровня топлива ваз 2101. 47. Контрольная лампа резерва топлива. 48. Лампа освещения панели приборов. 49. Переключатель света фар. 50. Переключатель указателей поворота ваз 2101. 51. Выключатель звукового сигнала. 52. Выключатель омывателя ветрового стекла. 53. Переключатель стеклоочистителя. 54. Выключатель наружного освещения. 55. Выключатель освещения приборов. 56. Датчик указателя уровня и резерва топлива. 57. Лампа освещения багажника. 58. Задние фонари ваз 2101. 59. Фонарь освещения номерного знака. 60. Фонарь света заднего хода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: